ЛЮСТРИН

«Я что хочу вам сказать. Онисим Варфоломеич, — робко произнесла Митревна, — возьмете, господь пошлет, приз, беспременно надо Марфутке да Зинаиде люстриновые кофточки справить».

А. И. Эртель. Гарденины, их дворня, приверженцы и враги. Часть I. глава VI. 1889.

Люстрин — блестящая жестковатая шерстяная ткань различных цветов. Название от франц. lustrine (от lustre — глянец, блеск). Известна в России не позже 2-й пол. 18 в. Для производства люстрина использовали более грубые сорта шерсти, чем для кашемира, мериноса или тибета; для придания блеска готовую ткань подвергали специальной обработке. Более легкие и тонкие сорта люстрина шли на изготовление женской одежды, а более плотные — для мужской (первоначально сюртуков, позже пиджаков). О популярности люстрина можно судить по частому упоминанию его в произведениях рус. писателей 19 — 1-й пол. 20 вв. В перечне тканей, к-рые продавались на Фоминой неделе (первая после Пасхальной недели), люстрин открывает список: «Люстрин, гро-де-берлен, поплин, гляссе, шине, муаре, термолама, гулишалама и проч. и проч., словом, все эти материи и не материи, из названий которых можно составить целый лексикон и достоинства которых дано постигнуть только прекрасному полу, все они режутся ножницами, обращаются в остатки и, полусвернутые, живописно раскладываются по полкам, по прилавку, так, чтобы бросаться в глаза милым покупательницам и покупателям и прельщать их своей казистостью» (Кокорев И. Т., Очерки Москвы сороковых годов. Фомин понедельник. Конец 1840-х гг.). М. Н. Загоскин объяснял, что традиции устраивать распродажи на Фоминой неделе — «… от старинного обычая московских купцов, которые предоставляли в пользу своих сидельцев все мелкие остатки от товаров, скопившихся в лавке в течение целого года» (Москва и москвичи, т. 2, 1842). Однако уже во времена Загоскина обычай несколько изменился — не приказчики (сидельцы), а сами купцы пользовались этой неделей для сбыта некачественного товара. «На Фоминой неделе в Гостином дворе устраивалась «дешевка», для которой специально заготовлялся разный брак и никуда не годные вещи. Для этого с наружной стороны, около лавок, ставились временные прилавки, на них лежали большими кучами разные товары, и в них покупательницы копались как куры. Продажа «на дешевке» обставлялась особыми правилами. Так, например, купленный «на дешевке» товар не меняли, за его качество не отвечали и ни под каким предлогом денег обратно не выдавали» (Слонов И. А., Из жизни торговой Москвы, М., 1914, с. 36). Так как люстрин отличался прочностью и из-за блеска казался весьма привлекательным, то пользовался большим успехом. В 1920 — 30-е гг. мужской «люстриновый пиджак» превратился в своеобразный социальный знак — по нему узнавали мелких служащих с мещанскими претензиями на светскость, своеобразная униформа целого общественного слоя, описанного M. М. Зощенко. Люстрин не был единственной блестящей шерстяной тканью, но в отличие, напр., от альпага сохранился в истории рус. бытовой культуры гораздо дольше — производство люстрина прекратилось в 1940-е гг. Среди современных тканей нет аналогов люстрина, хотя ткани с поверхностным блеском время от времени входят в моду. Обычно такой эффект достигается введением металлизированной нити, известной под названием люрекс (блеск достигается наложением фольги или синтетической пленки, имитирующих металлическую поверхность).

Близкими по качеству сырья и отделке к люстрину были орлеан и нек-рые сорта комлота, применявшиеся для шитья одежды; перкан и рипс — для мебельной обивки (в рус. торговле различали репс плательный и рипс мебельный, хотя источником названия служило франц. слово, обозначавшее особый характер переплетения). 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.