ЛЕВАНТИН

«Проводи ты вот этого купчину до ярмонки. там он даст тебе кусок алого левантину самого лучшего. Возьми ты этот левантин и духом отвези в Большой Враг, отдай его отца Дмитрия попадье и скажи ей: купец, мол, московский Трифон Егорыч Чуркин кланяться тебе, матушка, велел и прислал, дескать, кусок левантину в подарок, за то-де, что вчера он с тебя за аршин такого левантину непомерную цену взял».

П. И. Мельников-Печерский. Старые годы. III. 1857.

Левантин — очень плотная, в несколько нитей утка и основы шелковая одноцветная ткань. Название от франц. levantine, от итал. levante, восходящего к лат. levans, род. падеж levantis — поднимающий, т. е. страна, где восходит солнце. Широкое распространение получил в 18 — 1-й пол. 19 вв. В 18 в. это обусловливалось требованием модой четкого силуэта одежды (шел на женские платья, камзолы, кафтаны), к-рый способен был удерживаться только тяжелыми плотными тканями, каким и являлся левантин. Во 2-й пол. 19 в. сфера применения левантина стала сужаться (одежда купечества, богатого крестьянства, духовенства), а к концу века исчезла совсем, что повлекло за собой и прекращение производства ткани. Какого-то определенного цвета левантин не имел — он мог быть алым, лазоревым, стальным или синим. В романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1859) читаем: «И точно, Лаврецкий нашел весь теткин скарб в целости, не выключая праздничного чепца с лентами цвета массака и желтого платья из трю-трю-левантина». Тургенев сознательно соединил в одно название две различные ткани — похожий на газ «трю-трю» и плотный гладкий левантин. Вот что сообщал англ. переводчику своего романа сам писатель: «Во времена наших бабушек была такая ткань, которая называлась по французски trou-trou — по всей вероятности, это было нечто очень легкое с большими глазками, à large mailles, — и простодушный старичок спутал эту ткань с левантином» (Письмо В. Рольстону от 19 ноября 1869 г., в кн.: Тургенев И. С., Собрание сочинений в 12 т., т. 2, М., 1976, С. 329). Для творчества Тургенева характерно внимательное отношение к внешнему облику персонажей как средству образной характеристики, что подтверждает даже употребление для этого забытых названий тканей, цветов (аделаида, массака). Левантин встречается в тех литературных и мемуарных произведениях, в к-рых описан рус. быт 18 — 1-й пол. 19 вв. Так, в воспоминаниях Т. П. Пассек читаем: «У большого стола стоит моя мать, а подле нее — незнакомая молодая дама, они держат за ручки стоящего на столе ребенка и надевают на него мой теплый левантиновый капотец стального цвета. Огорченная этим зрелищем, я громко реву и обращаю на себя общее внимание. Ребенок этот был Александр Иванович Герцен, известный в литературе под псевдонимом Искандера. Незнакомая дама — его мать, Луиза Ивановна Гааг» (Из дальних лет, т. I, М., 1963, с. 77).  

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.