Лазорлевый — Мыть

Лазорлевый — светло-синий цвет.

Лапти — сплетенный из лыка или бересты древний вид обуви, имел различные виды плетения. На Белгородчине бытовали «московские» лапти.

Ластовица — четырехугольная или треугольная вставка под мышками для соединения рукава со станом рубахи из ткани контрастного цвета (красного, с мелким рисунком или без него), играла важную функциональную роль, обеспечивала свободу движения, декоративность, несла обереговую символику.

Льняные ткани — вырабатывались в домашних условиях из пряжи. После реформ Петра I появились ткацкие фабрики по производству полотна льна. С тех пор льняные ткани России заняли прочное место на мировом рынке.

Люстрин — шерстяная или полушерстяная ткань.

Малахай — теплая мужская шапка на меху с наушниками, с помощью которых можно защитить от холода щеки, лоб. затылок. В комплексе костюма юга России заимствована у народов башкир, мордвы.

Манжета (франц.) — деталь, оформляющая низ рукава рубахи, может быть притачной, цельнокроеной, с основными частями рукава, съемной (на юге России).

Маренго — цвет серый.

Материца — ткань.

Махры — богато орнаментированные полосы ткани, крепившиеся при помощи пояса для украшения спины.

Меандр (по названию реки в Малой Азии) — распространенный геометрический орнамент в виде линии, ломанной под прямым утлом. Широко использовался в искусстве Древней Греции, в отделке одежды, при оформлении и украшении краев, каймы (в местностях с украинской культурой, по границам вышивки крестом; в мужской рубахе этот орнамент заканчивал композицию вышивки).

Мережка — вышивальные строчные, сквозные швы, образованные простейшими строчками, выполненными по ткани, разряженной выдергиванием нитей; выполняются нитями посредством закрепления собирания, стягивания в пучки остатков разряженных нитей; различают простые мережки («кисточки», «столбики», «жучок», «раскол»), более сложные («настилом»).

Миткаль (перс.) — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из толстых нитей неотбеленной, отбеленной или гладкоокрашенной пряжи (после отбеливания — коленкор, после ферментации — ситец, после окраски — кумач).

Монисто — женское шейно-нагрудное украшение, составленное из монетообразных подвесок, бисерного плетения с орнаментом и традиционной гаммой цвета в плетении, шириной от 5 до 12 см.

Мотив (немец., франц.) — вариация какой-либо темы, находящейся в непрерывном развитии, изменение движения. Часто используется для характеристики орнамента.

Мочестник (мыкальник) — кузовок, куда складывали веретена с напряденными нитками.

Мотовило — палка для наматывания пряжи с развилкой на одном конце и перекладиной на другом.

Муаре (муар) — ткань полотняного переплетения с термической обработкой в виде волны.

Муслин — тонкая ткань полотняного переплетения.

Мурмолка — высокая шапка с полоскою, к голове расширяющеюся тульею, из алтабаса, бархата или парчи, с меховою лопастью в виде отворотов, которые впереди пристегивались к тулье в двух местах пуговицами с петлями, украшались жемчугом или белым дорогим пером.

Мухояр — пестротканая ткань изо льна с примесью шерсти, реже хлопка, пряжа окрашивалась перед ткачеством, ткань использовалась для одежды простых людей.

Мыка — щетка для чесания льна.

Мыть — стирать белье.

  • Источник: М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.Д. Митрягина, Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность, Белгород 2005

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.