КРИНОЛИН

Начинал внимательно рассматривать потускневшие фотографии каких-то неизвестных мужчин в широких панталонах и цилиндрах и дам в кринолинах и чепцах.

А. П Чехов. Дуэль. III. 1891.

Кринолин — конструкция в виде широкой юбки на обручах, последовательно соединенных друг с другом тесьмой, вошедшая в моду ок. 1850 и постепенно исчезнувшая после 1865. Название от франц. crinoline (восходящее к лат. crinus — волос и linum — полотняная ткань) — волосяная ткань, получившая широкое распространение в 18 в. и применявшаяся для придания пышности юбкам женщин тех сословий, к-рые не имели права носить панье или фижмы. Кринолин пользовался невероятным успехом до 1856, т. к. обручи избавляли дам от необходимости носить множество тяжелых от крахмала нижних юбок. Но стоило изобретателю Чарльзу Ворту запатентовать специальное устройство, к-рое позволяло сжимать и разжимать обручи юбки по мере надобности (размеры кринолина сделались так велики, что становилось трудно войти в дверь или сесть в карету), как на кринолин обрушились пресса и театр. В России писали: «… гулянье в Летнем саду убедило меня решительно в неслыханном безобразии кринолинов. О Боже! до чего может довести мода! Неужели эти самошевелящиеся юбки, надутые как шары, красивы и удобны?. . умоляю иногородних дам и барышень: не увлекаться безобразной модой кринолина — и торжественно отвергнуть его» («Современник», 1857, т. 63, № 6, с. 319). Под «самошевелящимися юбками» хроникер журнала имел в виду не только подвижность юбки как бы независимо от движений ее обладательницы, но и то, что ее можно было сжимать и раздвигать механическим способом. «Стальные пружины нанесли ему (кринолину) окончательный удар и в то же время сделались предметом общего смеха у всех женщин умных и со вкусом» («Мода», 1856, № 23, с. 184). В пьесе, о к-рой писали многие рус. газеты, высмеивались автоматические шары («Мода», 1856, № 22, с. 182; речь шла о произведении гг. Дюманура и Баррера «Les toilettes tapageureuse» — «Шумливые костюмы»). Раздражение публики трудно объяснить, потому что история моды 19 в. уже знала аналогичные механические устройства. Правда, речь шла не о юбках, а о рукавах 30-х гг. 19 в. Огромные «беретные» (см. Берет) рукава удерживали форму при помощи каркасиков из китового уса или тростинок или на невероятно жестко накрахмаленных «внутренних» рукавах.

 

Кринолин. Рисунок в журнале «Les modes parisiennes» за 1855 г.

Кринолин. Рисунок в журнале «Les modes parisiennes» за 1855 г.

Но вот читатели дождались сообщения: «Мы уже уведомляли о подшивных рукавах на китовых усах или тростинках, которые придерживают рукава верхние. Теперь Г-да Пуссе и Жосселин приладили тут механику. Маленькая пружина, которая сжимает и распускает рукава по произволению, есть превосходнейшее изобретение, особливо когда вообразим, как ужасны рукава с обручами под шалью или манто!. . Иные женщины казались с крыльями или парусами! Неудобство это еще более сказывалось в карете, где наряд занимал более места, нежели сама дама. Все это теперь поправилось по милости механических рукавов» («Молва», 1832, № 71, с. 283). Примерно такая же конструкция и была положена в основу механизированного кринолина, но вызвала лишь всеобщее осуждение. Надо сказать, что носить кринолин было не просто. Обручи плохо подчинялись движению тела, поэтому на уровне колен их привязывали к ногам тесьмой, а в низ юбки спереди вкладывали грузики, что подробно описано в печати тех лет («Модный магазин», 1863, № 20, с. 242). После длительной полемики в печати юбки постепенно уменьшились, и, наконец, кринолины совсем исчезли; упоминать о них перестали после 1867. Любопытно, что кринолин нашел свое место в крестьянском быту. В Ярославской губернии производились кринолины из проволоки и прутьев, предназначенные для крестьянок (Маслова Г. О, Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — нач. XX в., в сб.: Восточнославянский этнограф, М., 1956, с. 466). Это нашло свое отражение в художественной литературе: «А есть еще затейницы, / Одеты по столичному — / И ширится и дуется подол на обручах! / Заступишь — расфуфырятся! / Вольно же, новомодницы, / Вам снасти рыболовные / Под юбками носить» (Н. А. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо, 1863 — 77). Кринолин, казалось бы, был крестьянству вдвойне чуждым — костюм городской и костюм иноземный. Но образ «плывущей», пышнотелой женщины соответствовал народному представлению о красоте, поэтому кринолины не только прижились в сельской местности, но и остались в народном искусстве даже тогда, когда о кринолинах забыли все. Напр., в глиняной игрушке, в к-рой с той поры остался образ барыни в широком кринолине, или в «бабе на чайник», форма юбки-грелки к-рой и может дать представление о том, чем был кринолин. Называли их, правда, по-своему — «карналин». Так, у Л. Н. Толстого читаем: «А вот вы спорили, Марья Власьевна, что карналины в отлет носят» («Анна Каренина», 1873 — 75). В других странах Европы ширина юбки, т. е. размеры кринолина, свидетельствовали о сословной принадлежности женщины: «Кринолин часто бывал патентованной привилегией высших сословий. Во многих странах и во многих городах женщинам низших классов было запрещено под страхом денежной пени носить такую юбку, а прислуга и крестьянка наказывались даже тюрьмой» (Фукс Э., Иллюстрированная история нравов, т. 2, М., 1912 — 13, с. 160). В России 18 в. такой проблемы не было, т. к. крестьяне носили только традиционную одежду. А вот в 19 в. общественное мнение строго осудило актрису, исполнявшую роль в пьесе А. Н. Островского в кринолине, размеры к-рого не приличествовали ни положению героини пьесы, ни положению ее исполнительницы. Речь идет о госпоже Левкеевой, выступившей в роли Устиньи Наумовны — свахи в спектакле «Свои люди — сочтемся!», к-рая получила порицание рецензента за то, что была одета не «сообразно» роли, к-рую исполняла. В годы 1-й мировой войны 1914 — 18 была сделана попытка возродить кринолин. Он даже получил название «кринолин военного времени»; его особенность состояла в том, что он был не на обручах, а на нижней юбке, при этом верхняя стягивалась внизу так, что женское платье напоминало галифе (илл. см. при ст. Манекенщица). 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.