КРАГИ

КРАГИ

К рыжеватой комплекции пухлого Пирогова очень шла лисья шубка, надетая поверх его вельветиновой формы, и бутылкообразные оранжевые краги.

В. В. Набоков. Другие берега. Глава девятая — 1. 1954.

Краги — накладные жесткие, чаще кожаные голенища; высокие отвороты на перчатках. Происхождение названия имеет несколько толкований. М. Фасмер считал (Этимологический словарь русского языка, т. 2, М., 1986, с. 363), что название заимствовано из швед. krag (stövlar) — кожаные гамаши. В «Словаре современного русского литературного языка» (т. 5, М., 1956, с. 1566) и последующих изданиях словарей рус. языка указывается на голл. происхождение названия от kraag — воротник. Более убедительным представляется предположение Фасмера о швед, происхождении названия, т. к. голл. kraag — воротник, был хорошо известен в рус. быту под названием краген еще в 18 в. и никакого отношения к накладным голенищам не имел.

Краги. М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Краги. М. Крылов. Портрет флигель-адъютанта, полковника лейб-гвардии Конного полка графа А. С. Апраксина. 1827. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Краги, распространившиеся после 1729, носили обычно с мужским охотничьим или верховым костюмом. В 1916 — 17 они стали деталью военной формы — сначала моторизованных войск (авиаторы, автобронированные войска и т. д.), а затем и всего офицерского состава и даже костюма гражданских лиц. В крагах ходил глава Временного правительства А. Ф. Керенский. Краги-голенища, представлявшие собой точный слепок икры, насаживались на ногу как скобка и затягивались либо ремешком, обвивавшим ногу, либо металлическими крючками-пластинами. Так как краги носили с ботинками, то шпоры, как замечает Я. Н. Ривош (Время и вещи, М., 1990, с. 243), уже не полагались. Краги в 19 в. выделывались из разноцветной кожи; о желтых крагах пишет Л. Н. Толстой в «Анне Карениной» (1873 — 77). Кадровые офицеры предпочитали черный и коричневый цвета, а штатские, оказавшиеся на военной службе, — цветные. 

Краги. Ф. А. Малявин. Портрет К. А. Сомова. 1895. Русский музей. Санкт-Петербург.

Краги. Ф. А. Малявин. Портрет К. А. Сомова. 1895. Русский музей. Санкт-Петербург.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.