КОЗЫРЬ

КОЗЫРЬ

На нем был долгополый, запачканный чернилами, кафтан с высоким козырем, то есть стоячим воротником.

M. Н. Загоскин. Брынский лес. 1845.

Козырь — высокий стоячий воротник; особая нашивка из ткани на одежде раскольников. Происхождение термина до сих пор остается неясным, хотя в других значениях (в карточной игре; самоуверенный, щеголеватый человек и др.) это слово широко распространено и известно давно. По отношению к костюму (козырь-воротник) название было забыто уже в 18 в., т. к. мода того времени, ориентированная на европ. костюм, отказалась как от высоких стоячих воротников, так и от огромных четырехугольных, закрывавших спину почти до талии. Воротник рус. кафтанов, к-рый мог быть съемным, вызывал особое внимание щеголей: его украшали особенно пышно, отделывая вышивкой шелком, жемчугом, бисером, драгоценными камнями или нарядными пуговицами. «Хвалились» козырем только мужчины, т. к. предметом щегольства у женщин являлся мех, недаром путешественники отмечали, что рус. женщины во всякую погоду, даже летом, выходя на улицу, надевали одежду, отделанную мехом (Yost А., Das Frauentrachtenbuch, Lpz., 1972, S. 73). В повести П. И. Мельникова-Печерского «Старые годы» (1857) слово «козырь» имеет другое значение: «Смотри, лысый черт, ты у меня молчи. А не то господина губернатора и владыку святого просить стану, чтобы тебя с раскольщиками в двойной оклад записали. Пощеголяешь ты у меня с козырем да с значком на вороту».

Козырь. Неизвестный художник 17 в. Портрет М. В. Скопина-Шуйского. Копия. Исторический музей. Москва.

Козырь. Неизвестный художник 17 в. Портрет М. В. Скопина-Шуйского. Копия. Исторический музей. Москва.

После указов Петра I желавшие сохранить традиционную одежду облагались дополнительным налогом. В примечаниях к тексту повести Мельников-Печерский поясняет, что козыри раскольников были красного цвета, а спереди пришивался прямоугольный лоскут — значок. Налоги на раскольников за традиционную одежду были намного выше, чем, напр., для купечества, сохранявшего приверженность старорус. платью. В другом литературном произведении 19 в. упомянуто сразу несколько отличительных знаков на одежде старообрядцев: «Карп Силыч, по примеру отца держась раскола, носил платье, предписанное указом для раскольников. На нем был длиннополый суконный кафтан, весьма низко подпоясанный, с четвероугольником из красного сукна, нашитом на спине. В руках держал он с желтым козырьком картуз, который было предписано носить задом наперед» (К. П. Масальский, Черный ящик, 1833). Примечательно, что прототипом героя повести Масальского, несомненно, послужил художник 1-й пол. 18 в. Иван Никитич Никитин, т. к. отдельные эпизоды биографии литературного героя совпадают с обстоятельствами жизни художника. Необычно само обращение к культуре петровского времени, поскольку научный интерес к искусству этой эпохи появился в России на рубеже 19 — 20 вв., а повесть Масальского была написана значительно раньше. 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.