Костюм татар и башкир Урала

/56/

Ткацкий станок татар и башкир Урала в начале XX века имел традиционную конструкцию рамного типа и много общего с русским станком, что наталкивает на мысль о возможных заимствованиях в технологическом процессе ткачества. Были распространены все виды техник узорного ткачества: браное кутәрелгән, чупләу, выборное чупләм, кубәләкләр (Рис. 4.5), закладное и многоремизное (наиболее сложное и, соответственно, реже встречающееся).

Фартук женский праздничный алъяпкыч, фрагмент. Пестрядь, выборное ткачество. Свердловская область, Нижнесергинский р-н, с. Шокурово

Рис. 4.10. Фартук женский праздничный алъяпкыч, фрагмент. Пестрядь, выборное ткачество. Свердловская область, Нижнесергинский р-н, с. Шокурово

Фартук женский праздничный алъяпкыч. Выборное ткачество. Свердловская область, Нижнесергинский р-н, с. Аракаево, Аракаевский школьный музей

Рис. 4.9. Фартук женский праздничный алъяпкыч. Выборное ткачество. Свердловская область, Нижнесергинский р-н, с. Аракаево, Аракаевский школьный музей

В технике закладного ткачества узоры выкладывались разноцветными утками, что создавало двустороннюю орнаментированную ткань, основным мотивом которой были ступенчатые переходы цветов. Традиции браного ткачества исследователи связывают с влиянием соседних народов — финно-угров и русских, хотя «тюркские» браные орнаменты имеют уникальные черты, не встречающиеся у других народов: вертикально вытянутый в длину, многократно повторяющийся узор, большие объёмы «бранины» без разделяющих основной узор прошв (Рис. 4.6). Браной техникой украшались обрядовые полотенца и предметы интерьера — занавеси чаршау. Особенностью полотенечного браного ткачества татар и башкир Урала является расширение цветовых границ орнаментов от традиционно принятых у других народов красно-белых, что также встречается в искусно исполненных предметах материального быта (Рис. 4.8). Характерным для тюркских геометрических орнаментов становится исполнение цветного узора на широком поле желтого, коричневатого или красного цветов.

Узорное ткачество для одежных комплексов было также неоднородным по цвету, красочным — пестрядь алача, в крупную и мелкую клетку дополнялось полосками в той же теплой цветовой гамме и полихромными вкраплениями выборного ткачества яркими шерстяными нитками (Рис. 4.7), (Рис. 4.9; 4.10).

Поделитесь этой записью
  • Источник: Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А.А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.