КОЛЕНКОР

На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей.

H. В. Гоголь. Шинель. 1842

Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки. Название от франц. calicot — «хлопчатобумажная ткань из Калькутты». М. Фасмер привел и другие версии происхождения этого слова в рус. языке (Этимологический словарь русского языка, т. 2, М., 1986, с. 289). «Вероятно, из франц. calencar — «ситец, ост-индская, также персидская хлопчатобумажная набивная ткань» (с XVIII в.), которое объясняют из перс. kalamkar… Объяснение русск. слова от франц. calicot «коленкор», от названия города Калькутта в Индии оставляет неясным в русск. слове». Следует заметить, что перс. «каламкар» обозначает не ткань, а изделие. В Иране каламкарами называли хлопчатобумажные завесы, украшенные орнаментами в технике набойки или ручной росписи. Буквальное значение слова «каламкар» — сделанный каламом (пером). Достаточно часто встречаются каламкары, целиком расписанные от руки. Коленкор был только гладкокрашеной тканью — белой или цветной. Клей или крахмал, к-рыми пропитывали коленкор для придания товарного вида, в процессе носки осыпался, и ткань теряла свой глянец. Художник-баталист В. В. Верещагин, вспоминая свое детство, писал о том, что он ходил «в синей мериносовой, прошитой красными шнурками рубашечке… в белых коленкоровых штанишках… Панталоны накрахмалены и шумят» (Верещагин В. В., Детство и отрочество, т. I, М., 1885, с. 32). Белый коленкор шел на рубашки, белье, а цветной, стоивший несколько дороже, — на подкладку, переплеты и недорогие платья. Е. И. Попова так. записала в своем дневнике 1 апрепя 1850: «Послано в Новгород, в церковь св. Дм. Солунского, 6 аршин парчи, 15 аршин галуну и 13 аршин розового коленкора» (Из московской жизни сороковых годов, СПб., 1911, с. 187). Коленкор известен также как основа для набивных тканей (см. Ситец, Миткаль). Коленкор был широко распространен в 18 — 19 вв. и не утратил своего значения в кон. 20 в., но только в качестве бельевой ткани.

Технические отличия коленкора от близких ему тканей — мадаполама, зона, шертинга — в толщине нитей утка и основы. 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.