КАРРИК

На отце синяя, подбитая мехом шинель с несколькими выступающими один из-под другого воротниками, называемая «гаррик», невысокая черная шляпа.

В. И. Порудоминский. Брюллов. Глава вторая. 1979.

Каррик (гаррик) — верхняя одежда, по покрою похожая на редингот, имеющая отличительной особенностью несколько воротничков-пелерин. Распространился с 18 в. как одежда для езды верхом или в экипаже. В России каррик первоначально был широко известен как «гаррик». Это подтверждается в обнаруженных В. И. Порудоминским письменных свидетельствах современников К. П. Брюллова об его учителе — А. Е. Егорове (что было использовано автором для описания костюма отца Брюллова): «Та же неизменная синяя шинель, или гаррик, как он сам называл ее по старинному, с сотнями воротничков…» (Русские люди. Жизнеописание соотечественников, прославившихся своими деяниями на поприще науки, добра и общественной пользы, т. 2, СПб., М., 1866, с. 58). Егоров мог привезти вошедший в моду покрой и название из Рима, где он находился в 1803 — 07. Известно, что старый художник не изменял своей привычной одежде вплоть до смерти в 1851, когда гаррик уже давно стал называться карриком. Начавшая выходить в 1865 знаменитая энциклопедия П. Ларусса «Большой универсальный словарь 19 в.» (Grand dictionnaire universel du XIXe siècle, Larousse P.) трактовала «каррик» как англ. слово, обязанное своим происхождением актеру Д. Гаррику — создателю этого типа мужского костюма (что подтверждает обнаруженное Порудоминским название «гаррик»). В современных исследованиях по костюму указываются другие источники названия. Так, Буше ведет происхождение названия «каррик» от экипажа «каррик», для к-рого эта одежда предназначалась (BoucherF., The history of costume in the West, L., 1987, p. 348). «Иллюстрированная энциклопедия моды» предлагает несколько вариантов происхождения названия, в т. ч. по географическому признаку — от г. Каррик в Ирландии (авторы Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М., Прага, 1986, с. 555). Первоначально у гаррика было от 2 до 4 воротничков. Граф д’Артуа стал носить гаррик с 12 воротничками, однако название «артуа» к этой одежде не прижилось даже тогда, когда граф в 1824 стал франц. королем — Карлом X. Впоследствии количество воротничков увеличилось до 40 и более. В женской одежде (капоты, рединготы) несколько воротничков появилось уже ок. 1815, однако для женской одежды термин «каррик» в 1-й пол. 19 в. все же не применялся и относился только к типу мужской одежды. В связи с этим примечательны воспоминания М. Ф. Каменской о событиях 1831: «А по одежде ее и не узнаешь сразу, что она такое — женщина или мужчина? Я ее никогда иначе не видала, как во фризовой шинели с мелкими пелеринками, которые и тогда даже носили только старые крепостные лакеи, да она…» (Воспоминания, М., 1991, с. 193). Название «каррик» для женской одежды появилось в периодике, содержащей разделы моды, лишь в 1870-х гг. В это же время каррик окончательно исчез из мужского гардероба, его черты можно обнаружить лишь в крылатке или в плаще макферлейн. 

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.