КАРМАН

Абогин торопливо полез в боковой карман, вытащил оттуда бумажник и, достав две бумажки, швырнул их на стол.

А. П. Чехов. Враги. 1887.

Карман — мешочек, пришитый к одежде или вшитый в нее. Название появилось не позже 14 в., но происхождение его в рус. языке остается неясным (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 2, М., 1986, с. 201). Потребность носить с собой различные мелкие предметы и деньги заставляла людей использовать для этого пояса, рукава, а также мешочки. В Европе карман в современном его понимании появился сравнительно поздно — только после 1643, при Людовике XIV; принято считать, что карман как важная часть мужского кафтана, игравшая очень большую декоративную роль, впервые появился на платье именно этого короля. Однако долгое время карман на полах кафтана служил только для украшения, бумаги же, деньги и др. мелкие предметы прятали за отвороты рукавов или в потайной карман, вшитый в одну из задних пол. Этот обычай сохранялся и в 1-й пол. 19 в. для фраков, боковые карманные клапаны к-рых служили лишь украшением. На картине П. А. Федотова «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея, Москва), хорошо виден щегольской носовой платок, торчащий из кармана в фалдах фрака. В кон. 18 в. карман появляются также на жилетах; со временем мн. виды мужской одежды становятся немыслимы без кармана — пиджаки, брюки, пальто. Пальто и пиджаки имели также множество внутренних потайных карманов. Наружные карманы по-прежнему сохраняли преимущественно декоративное значение, в них редко что-либо носили, чтобы не утратилась их форма, во многом определявшая весь облик одежды, к-рая должна была создавать впечатление безупречной опрятности. В 18 в. в женской одежде появились потайные карманы, вшитые в боковые швы юбок, но на портретах того времени их невозможно заметить. В 1810 — 20-е гг. женские платья стали небольшого объема — «пребезобразные; узкие как дудки» (Благово Д., Рассказы бабушки, Л., 1989, с. 288), и о К. на время забыли. Но в нач. 1830-х гг. в журналах сообщалось «Платья. Карманы опять начали употреблять. Сперва означали на платьях только место кармана оборочкой или шитьем (такому платью мы приложили картинку еще летом); потом к некоторым платьям для украшения пришили карманы, а теперь находят в них пользу. Ныне большую часть платьев делают с маленькими карманами по бокам» («Молва», 1833, № 118, с. 469). В последней трети 19 в. карманы стали важным декоративным элементом верхней женской одежды, их отделывали шнурами, пуговицами, клапанами сложной формы, чаще они были прорезными. Накладные карманы как элемент декоративного решения женской одежды появились лишь в 1920-е гг. не только на пальто и костюмах, но и на платьях. Большое внимание карманам уделяли художники-конструктивисты при разработке т. н. прозодежды. Наиболее известны работы А. М. Родченко, к-рый любил простоту конструктивного решения подчеркивать фактурными контрастами: напр., суконная блуза с четырьмя большими карманами, отделанными кожей. Форма кармана в женской одежде 20 в. очень разнообразна, а места их расположения бывают самыми неожиданными, как и характер их отделки. Под влиянием прозодежды карманы стали помещать даже на рукавах, хотя в модном костюме они, разумеется, носят лишь декоративный характер. Карманы на мужской повседневной одежде остаются такими же, как во 2-й пол. 19 в., но «спортивный стиль» вносит свои новшества и допускает большую свободу (напр., т. н. карман-портфель, карман на молнии и др.). 

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.