ГЛАЗЕТ

Я застал у него одного из городских чиновников,
помнится, директора таможни, толстого румяного
старичка в глазетовом кафтане.

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Глава X. 1836.

Глазет — ткань с шелковой основой и металлическим утком серебряного цвета; разновидность парчи. Название от франц. glacé — блестящий. При описании глазета в литературных произведениях или при передаче блеска глазета в живописи он всегда представляется цветным (голубым, розовым, зеленым, сиреневым и др.), а не только серебряным. Напр.: «Я видел розовый, мерцающий искорками глазет, видел золотой, галунный крест на крышке» (А.П.Чехов, Страшная ночь, 1884). Цветность глазета достигалась разноцветными шелковыми нитями основы, к-рые на сгибах и складках ткани могли обнажаться и бросать отблеск на серебряную поверхность. Хотя использование мишурных нитей было освоено давно, дорогой глазет ткали с настоящей серебряной битью, т.е. расплющенной проволочкой-нитью. Это подтверждается сообщением в журнале «Мода» за 1856 (№ 113, с. 107): «Цена этой восхитительной, нежно блестящей и весьма легкой материи (да, — несмотря на серебряные бити) — 15 рублей серебром за аршин». В 18 в. парча и глазет использовались в мужской и женской одежде, а в 19 в. глазет, за редким исключением, находил применение только в церкви—литургическое облачение (ризы) священников, воздухи, пелены, надгробные покровы и др. Рус. глазет для православной церкви обычно орнаментировался в технике вышивки: «Сегодня кончены воздухи в церковь Данилова монастыря. По белому глазету вышиты вязь из роз и лилей, эмблема юношеской красоты и ангельской чистоты незабвенного Валуева, приношение мое в память его» (Попова Е. И., Дневник. Из московской жизни сороковых годов, СПб., 1911, с. 157). Для облачений католических священников предпочитался узор в технике «брока» (от франц.— brocart), при к-рой узор создавался чередованием разноцветных шелковых и металлических нитей. В результате получался разноцветный орнамент на металлическом фоне либо металлический (золотой или серебряный) — на цветном фоне. Такие разграничения сложились к 19 в., когда в России было окончательно налажено производство парчовых тканей и она стала одним из лучших их производителей, способным конкурировать со знаменитым лионским производством во Франции. Термин «брока» прижился лишь как техническое наименование для обозначения приема, хотя в продаже появилась ткань брокатель (полупарча) на шерстяной или бумажной основе, к-рая могла быть и глазетом. Все эти терминологические различия в музейной практике должны применяться только при описании тканей 18—19 вв. и не могут быть использованы для часто встречающихся в хранении образцов парчового ткачества 16—17 вв.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.