ГАРИБАЛЬДИЙКА

Все три девушки были одеты в черные юбки и цветные гарибальдийки, подпоясанные у пояса кожаными кушаками.

С. Б. Ковалевская. Нигилист. 1890.

Гарибальдийка — женская блузка с отложным воротничком, длинными рукавами на манжете, складками на груди вдоль застежки, поясом. Название по имени лидера итал. освободительного движения Дж. Гарибальди. В других европ. странах такого покроя блузку, вошедшую в моду ок. 1850, называли по-итальянски camicia rossa — красная рубашка. Первое упоминание о гарибальдийке как детали модного женского туалета в России относится к 1863. «К юбке надевают канзу в роде гарибальдийки со складочками» («Модный магазин», 1863, № 15, с. 35). Но, разумеется, она могла быть известна и раньше в связи с интересом к событиям в Италии. Красный цвет гарибальдийки считался предпочтительным, их также шили из любых одноцветных тканей. Примерно в те же годы предпринимались попытки реформировать женскую одежду и ввести в моду «блумер» — штаны-шаровары, поверх к-рых надевалось платье до колен. В России, в силу особенностей традиционной культуры, женские брюки, связывавшиеся с восточной одеждой, не могли получить распространения. Гарибальдийка же стала популярной сразу. Первыми ее начали носить демократически настроенные молодые женщины и девушки, боровшиеся за право на женское образование, сочувствовавшие народничеству и др., к-рые одевались очень просто и строго, демонстрируя свое отношение к суетности моды. Курсистки, студентки реализовали в своем внешнем облике представление о новом женском достоинстве, эстетизировали стиль женщины, живущей своим трудом. Не были чужды увлечению демократической модой и нек-рые аристократические дамы, активно занимавшиеся благотворительностью, меценатством, созданием различных общественных организаций и комитетов помощи голодающим, сиротам, инвалидам.

Гарибальдийка. И. Е. Репин. Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт. 1889. Третьяковская галерея. Москва.

Гарибальдийка. И. Е. Репин. Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт. 1889. Третьяковская галерея. Москва.

Одной из таких женщин была баронесса В. И. Икскуль фон Гильденбандт, запечатленная И. Е. Репиным одетой, как курсистка, в гарибальдийку. Эта женщина, безусловно одаренная чувством эпохи и целостности стиля, умела эстетизировать даже свой возраст, не скрывая седин и других примет быстро текущего времени. Художник М. В. Нестеров в своих мемуарах отмечал как «сделанность» стиля баронессы, так и умение соблюсти его во всех деталях внешности и среды обитания великосветской дамы. Баронесса постоянно была связана с филантропическими учреждениями, медицинскими и Бестужевскими женскими курсами, концертами и вечерами в пользу «недостаточной молодежи» и умела выглядеть просто, но оставаться при этом богатой аристократкой. Ярко-малиновая гарибальдийка и черная кружевная юбка лишь отдаленно напоминали скромную блузку бестужевки и ее суконную юбку. Но в ощущении времени и места Икскуль отказать нельзя. Баронесса являлась одной из самых известнейших женщин Петербурга, была знакома со многими художниками и литераторами России. В ее гостиной у окна стоял небольшой круглый стол с широкой черной резной рамой, в к-рой постоянно менялись портреты самых популярных людей сезона. Нестеров пишет в своих мемуарах: «Не помню, бывал ли я позднее у баронессы Икскуль в ее особняке на Кирочной, но я слышал, что круглый столик у окна и черная рама на нем не утратили своих чудесных свойств: в черной раме продолжали меняться „герои сезона», пока однажды, на смену Максиму Горькому, не появился новый герой… Григорий Распутин…» (Нестеров М. В., Давние дни, М., 1959, с. 182). Там же Нестеров вспоминает, что в нач. 1-й мировой войны, занятая устройством госпиталя, баронесса пропагандировала накрахмаленные белые повязки-кокошники, а седой локон в ее черных волосах был «быть может, уже созданием парижского куафера». Гарибальдийка стала своеобразным символом целой эпохи в истории рус. демократического движения.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.