ГАЛСТУК

Черный галстук был не только траурным, но и являлся принадлежностью форменной одежды, белый галстук использовался для балов, визитов, вечеров и званых обедов (эти его функции сохранялись довольно продолжительно). «Подобно чопорному цилиндру долгое время признаком консервативных убеждений служил белый завязанный галстук, ставший начиная с Венского конгресса модой дипломатов, стремившихся таким путем усилить впечатление неприступности, принципиальной замкнутости и величия. А кто стоял за прогресс, тот завязывал галстук так, что концы его свободно развевались по ветру» (Фукс Э., Иллюстрированная история нравов, т. 3, М., 1912 — 13, с. 122). Белый галстук полагался к фраку, смокингу или визитке, но его нельзя было носить с пиджаком. «Хозяин, нестарый еще психиатр с волнистыми волосами, в белом галстуке (при пиджаке), пел в гостин-ной у рояля… Все зааплодировали, он тронул белый бессмысленный галстук» (Зайцев Б. К., Голубая звезда, М., 1989, с. 458 — 459).

Во 2-й пол. 19 в. появились новые типы галстуков: «салон» — в виде узкой ленты с плоским бантом, «регат» — обычно шерстяной, с постоянно завязанным узлом и закрепляющийся сзади под воротничком при помощи резинки или пряжки. Автором последнего считают некоего молодого яхтсмена, к-рый, не сумев развязать быстро галстук, разрезал его сзади, а потом скрепил и нашел это удобным, откуда последовало и его «морское название». В 1904 в моду вошел галстук-бабочка, связанный с первыми постановками оперы Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан», или «Мадам Баттерфляй» (в переводе с англ. — бабочка), премьера к-рой провалилась, а на втором представлении, когда композитору и исполнителям сопутствовал успех, все оркестранты оказались в галстуках-бабочках, ставших с тех пор престижной деталью одежды. Строго говоря, название «бабочка» было известно и в 1-й пол. 19 в., но относилось к галстуку — шейному платку, концы к-рого завязывались à la papillon (франц. — бабочка, ветреник). Как и многие другие элементы мужского костюма (пиджак, канотье, сак и др.), в 1830-е гг. галстук вошел и в женский гардероб («Молва», 1831, №33, с. 112). Женские галстучки были креповые, батистовые, кружевные и скреплялись не узлом, а розетками из цветов или драгоценностей. В сер. 19 в. женщины стали носить галстучки-ленты, бархотки, в 1870 — 80-е гг. — в виде мягкой длинной ленты без подкладки, а с 1890-х гг. — жесткие, с мужским узлом.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.