ГАЛОШИ

Зиму и лето барон ходит в больших калошах,
чтобы сапоги были целее и чтобы не простудить
своих ревматических ног на сквозном ветру,
гуляющем по полу его суфлерской будки.

А. П. Чехов. Барон. 1882.

Галоши (калоши) — разновидность обуви, предназначенной для защиты туфель, ботинок, сапог от сырости. Название от франц. galoche, восходящего к греч. kalopous — деревянный башмак, нога, или лат. calopodes soleae — деревянная подошва (Dauzat A., Dictionnaire étymologique de la langue française, P., 1964, p. 352). Варианты произношения «галоши» и «калоши» объясняют наличием древнерус. слова «колоча», позже «колоша», восходящего к лат. calcea в значении «штанина» (Колесов В. В., Язык города, М., 1991, с. 60). Потребность защитить ноги от сырости заставляла людей уже в древности носить поверх обычной обуви что-то еще — напр., деревянные скамеечки-котурны, к-рые можно обнаружить в быту народов самых различных регионов (в Зап. Европе, на Кавказе, Д. Востоке). Применяемая для этих жецелей обувь из кожи, пропитанной жиром, не давала желаемого результата, т. к. постепенно начинала пропускать воду. История галош для европейцев связана с открытием Америки, когда исп. колонизаторы увидели, как местные индейцы опускают в сок каучуконосного дерева гевеи ноги и ждут, когда на них образуется непромокаемая пленка. Однако промышленное производство резины, пригодной для изготовления непромокаемых галош в их современном виде, началось только в первые десятилетия 19 в., когда галоши стали чрезвычайно популярными. Такой жизненно важный, но совершенно непритязательный предмет, как галоши, неоднократно обыгрывался в художественной литературе 19 — нач. 20 вв. (начиная от общеизвестной сказки Г.Х.Андерсена «Калоши счастья», где сюжет строится именно на общеупотребимости галош, и кончая «Собачьим сердцем» М. А. Булгакова, где факт кражи галош на парадной лестнице в интерпретации профессора Преображенского выглядит важным симптомом происходящих в рос. обществе после 1917 изменений). Особое «жизненное предназначение» галош в своеобразной форме сформулировано В. А. Соллогубом: «Бедные калоши! Люди, которые им исключительно обязаны тем, что они находятся на приличной ноге в большом свете, прячут их со стыдом и неблагодарностью в уголках передней; а там они, бедные, лежат забрызганные, затоптанные, в обществе лакеев, без всякого уважения» («История двух калош», Предисловие, 1839). Галоши стали в основном мужской и детской обувью; они изготовлялись различной высоты — низкие и высокие; разного цвета —чаще черные и коричневые. Женщины носили резиновые боты, ботики. Уже в 19 в. начали искать способ соединить галоши с обувью воедино — так появились разнообразные войлочные ботинки, низ к-рых был сделан из галошной резины (как подошва, так и часть, закрывавшая стопу сверху). В нач. 20 в. их носили очень многие, при этом модели для женщин делались на довольно высоких каблуках. В сер. 20 в. они получили название «прощай, молодость». Несмотря на несомненную практичность, отсутствовали в гардеробе следящих за модой людей. Галоши в это время — своеобразный символ детства и старости, их основное назначение — защищать от влаги валенки, к-рые в городе и деревне носят в основном старики и дети. Об эстетических достоинствах галош говорить не приходится — резина обладает специфическим, довольно неприятным запахом, а яркая, чаще пунцовая подкладка из хлопчатобумажной байки быстро теряет свою свежесть. Успехи химии способствовали появлению самых различных видов обуви из искусственных материалов, сочетающих внешний вид кожи самых разнообразных цветов с влагонепроницаемостью галош.

Название «галош» занимало рус. литературную критику довольно долго. В. Г. Белинский, обратившись к критическому обзору 2-го тома «Сто русских литераторов», включавшего статью А. С. Шишкова, известного ревнителя чистоты рус. языка, не мог не упомянуть о «мокроступах»; «Слово мокроступы очень хорошо могло бы выразить понятие, выражаемое совершенно бессмысленным для нас словом галоши; но ведь не насильно же заставить целый народ вместо галоши говорить мокроступы, если он этого не хочет» (Белинский В. Г., Собр. соч., в 9 т., т. 4, с. 70).

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.