ФРЕНЧ

Турбин-старший расстегнул френч, прошелся по шву, вытягивая грязную рубашку.

М. А. Булгаков. Белая гвардия. Часть первая, 2. 1925 — 27.

Френч — куртка военного образца. Название по имени английского фельдмаршала Дж. Френча, командовавшего английской армией в начале 1-й мировой войны 1914 — 18. Слово french в английском языке значит «французский», и это приводило иногда к недоразумениям при выяснении происхождения названия. Во французском языке такой тип военного обмундирования называется tunique. Френч начали носить в России в 1916. За образец был взят солдатский покрой френча, который застегивался сверху донизу (в отличие от принятого в западноевропейских армиях офицерского, который носили с галстуком и рубашкой). Военная форма русской армии в предшествующий период галстука современного типа не включала, и офицерство не привыкло им пользоваться, особенно в полевых условиях. Френч, в отличие от кителя, по образцу должен был иметь отложной воротничок, но в условиях военного времени, когда поставки в русскую армию все время откладывались и отменялись, у френча появились некоторые варианты в крое воротников, карманов, хлястика на спине; иногда френч имел не гладкую спинку, а глубокую складку. Не были также определены точно качество ткани и ее цвет, несмотря на то, что это считалось обязательным при введении нового обмундирования. Как иногда полагают, френч с отворотами, требующими галстука и белой рубашки, вошел в обиход после Февральской революции 1917, когда в белую армию вошли гражданские лица, не знакомые с традициями кадрового офицерства (Ривош Я. Н., Время и вещи, М., 1990, с. 275). Так как френч официально не был введен в царской армии и во время 1-й мировой войны не был виден на улицах российских городов, то после 1917 его охотно носили гражданские лица, не связывая френч с форменной одеждой. Появилась даже мода на френчи, до такой степени распространившаяся, что М. А. Булгаков зимой 1923 записал: «партер, засоренный френчами» (Похождения Чичикова, М., 1990, с. 177). Причем носили френчи, не только доставшиеся по случаю из армейского снаряжения, но и шили из старых драпировок и покрывал. Особую известность получил фиолетовый френч художника Г. Б. Якулова, сшитый из бархатной занавески (Мариенгоф А., Роман без вранья, цит. по кн.: Мой век, мои друзья и подруги, М., 1990, с. 287). К началу 1930-х годов явился вдруг странный союз холщовой или сатиновой толстовки с френчем, зафиксированный художником К. П. Ротовым — иллюстратором первого издания романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» (опубликован в журнале «30 дней», 1931, № 1 — 7, 9 — 12). В дальнейшем эта форма развития не получила.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.