ФРАК

Он не замечает, что многие из публики улыбаются его фраку, фалды которого опускаются ниже подколенного сгиба.

Л. Н. Андреев. Первый гонорар. 1896.

Фрак — мужская одежда, не имеющая передних пол, а только фалды сзади, внутри которых размещались потайные карманы. Название от французского frac, восходящего к английскому frac или frock-coat, которое, в свою очередь, заимствовано из старо-французского froc — ряса. Бытует мнение, что в русский язык пришло через немецкое Frack (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 4, М., 1987, с. 205). Сомнение в немецком происхождении названия вызвано тем, что в России сначала появились фраки французского образца, заметно отличающиеся от английских. Считается, что фрак широко распространился в Англии в середине 18 века как одежда для верховой езды, полы которой отгибались, а затем совсем исчезли. Английский frac шили из сукна, и название frock-coat в Англии относили к одежде из узорчатых тканей, у которой под влиянием английской моды передние полы были так сильно скошены от талии к спине, что напоминали английский frac. При Екатерине II появились сначала французские узорчатые фраки, что после революционных событий во Франции 1789 стало рассматриваться как покушение на государственные устои России, но меры, предпринятые Екатериной II, были довольно мягкими и своеобразными: «Императрице Екатерине такие франты очень не нравились. Она приказала Чичерину нарядить всех будочников в их наряд и дать им в руки лорнеты. Франты после того быстро исчезли» (Пыляев М. И., Старый Петербург, М., 1990, с. 451). В отличие от Екатерины II, Павел I действовал очень жестко, подвергая ослушников наказанию вплоть до лишения чинов и ссылке, но сразу же после его смерти вновь появились фраки вместо кафтанов, круглые французские шляпы вместо треуголок, сапоги с отворотами вместо ботфортов. В 19 веке покрой фрака унифицировался и речь шла только об одежде из сукна — все изменения в длине, покрое воротника, отделках, пуговицах подчинялись моде. Начиная с 19 века мужская мода находилась под английским влиянием. В России образцом для подражания стал служить английский «денди лондонский», хотя сообщения о модных новинках печатали по-французски (вероятно, в силу большего распространения этого языка). Фрак 1810-х годов был коротким (то есть его фалды были заметно выше колен), имел стояче-отложной высокий воротник. В 1820-е года воротник оставался высоким, талия по-прежнему не достигала естественной линии, но фалды опускались ниже колен, а на рукавах появились буфы. Фрак 1830-х годов сохранял пышный у плеча рукав, способствовавший сохранению в качестве уличной одежды многочисленных накидок, плащей без рукавов, но талия опустилась на естественную линию и была туго обтянута (широкие плечи и тонкая талия у мужчины считались идеалом красоты, причем ноги и руки должны были быть небольших размеров). В 1840-е года талия фрака опустилась ниже естественной линии, рукав обузился и появилась возможность носить одежду для улицы с рукавами — распространилось пальто. Фрак 1-й половины 19 века шили из разноцветных сукон — серых, красных, зеленых, синих и так далее различных оттенков, от очень светлых до темных. «Цветность» пушкинского времени хорошо помнили еще на рубеже 19 — 20 веков «Известный своими живописными нарядами И. Я. Билибин сшил себе ярко-синий „онегинский» сюртук — с длинными полами и огромным воротником (в этом костюме Билибин был изображен Б. М. Кустодиевым)» (Демиденко Ю. Б., Костюм и стиль жизни. Образ русского художника начала XX века, «Панорама искусств», 1990, № 13, с. 81 — 82). Черный фрак стал обычным явлением только во 2-й половине 19 века, хотя попытки предложить его в качестве модного одеяния предпринимались неоднократно. Но в России с черным цветом был связан ряд предубеждений и суеверий, к тому же черный фрак указывал на то, что мужчина нигде не служит. Во время правления Николая I имели мундиры не только военные или чиновники, но и сословия: «Вы могли бы сказать Пушкину, что неприлично ему одному быть во фраке, когда мы все были в мундирах, и что он мог бы завести себе по крайней мере дворянский мундир; впоследствии, в подобном случае пусть так и сделает» (из пометки на письме Бенкендорфа, сделанной Николаем I, «Старина и Новизна», VI, 7). Описывая события 1822, мемуарист сообщает: «Но черных фраков и жилетов тогда еще нигде не носили, кроме придворного и семейного траура. Черный цвет, как для мужчин, так и для дам, считался дурным предзнаменованием, фраки носили коричневые или зеленые и синие со светлыми пуговицами, — последние были в большом употреблении» (Свербеев Д. Н., Записки, т. 1, М., 1899, с. 265). Отцы и матери семейств с дочерьми на выданье считались с тем, что черный фрак свидетельствует об отсутствии государственной должности у молодого человека и его «неблагонадежности». Еще в середине 1850-х годов можно было встретить в печати такое сообщение: «Замечательной особенностью праздника будет то, что на нем явятся только мундиры и официальные костюмы, блестящие золотом и серебром; черный же фрак будет изгнан положительно» («Мода», 1856, 300 № 1, с. 93). Экономическая и политическая ситуация в России 2-й половины 19 века изменилась таким образом, что черная фрачная пара стала в это время символом преуспеяния и значительного материального положения, а цветные фраки — знаком экстравагантности, неуместным у «положительного» человека.

Фрак. Б. Д. Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда. 1916 год. Русский музей. Санкт-Петербург.

Фрак. Б. Д. Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда. 1916 год. Русский музей. Санкт-Петербург.

Фрак оставался особо нарядной одеждой у мужчин вплоть до 1917, а позже сохранился лишь как концертный костюм, предназначенный только для сцены. Так как покрой фрака и качество ткани уже не были отличительным сословным признаком, «истинную светскость» определяли по манере ношения, сочетания отдельных деталей и так далее. В некоторых ресторанах официанты носили фрак и отличались от мужской части публики нитяными (а не лайковыми) перчатками и галстуком «бантиком» (в конце 19 века обычно черным, а не белым, как полагалось по правилам хорошего тона). Мужчины, привыкшие носить фрак, умели в нем двигаться и, прежде всего, садиться, не раздвигая фалды. Количество и качество украшений, покрой жилета, носимого с фраком, тоже не позволяли ошибиться в истинном положении мужчины. В среде портных искусство «фрачника» ценилось очень высоко. Лучшие специалисты по шитью фраков работали в фирме «Сиже», располагавшейся в Москве по Малому Гнездниковскому переулку. В современной Англии мужская одежда, которую в других странах называют «фраком», имеет совсем иное название: dress-coat — нарядная одежда; evening-dress — вечерний наряд и даже tail-coat — хвостатое одеяние, a frac означает повседневное облачение священнослужителя — рясу.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.