ФЕРОНЬЕРКА

Принимала такая же добродушная, как и он, жена его, в бархатном высоком платье, в бриллиантовой фероньерке на голове.

Л. Н. Толстой. После бала. 1903.

Фероньерка (фероньера) — обруч или цепочка с драгоценным камнем, жемчужиной, розеткой из камней различного цвета, спускающимися на лоб. Название от французского ferronniere; в середине 19 века встречается и в более точном воспроизведении французского слова — фероньера. Во французском языке это слово связано с приписываемым Леонардо да Винчи портретом дамы, известным как «La belle Ferronniere» (Лувр, Париж) из-за ее налобного украшения. Один из предполагаемых авторов этой картины — художник школы Леонардо — Дж. Антонио Больтраффио (в 1516). Скорее всего, название картины не «Прекрасная Фероньер», а «Прекрасная скобянщица», так как ferronniere означало как изделие фероньерка, так и профессию — скобянщица. Известна с эпохи Возрождения, вновь вошла в моду в начале 19 века. В печати сообщалось: «Фероньерки сделались необходимостью» («Северная пчела», 1832, № 49). Увлечение фероньеркой в 1830-е года подтверждают портреты того времени в произведениях литературы: «Природные локоны показались ей жидки — приколола накладные; опутала всеми бусами, какие только случились; к челу привесила фероньерку …» (Вельтман А. Ф., Сердце и думка, 1838); «„Надень фероньерку, и дело с концом, —сказала она, — как раз звездочка по середине лба придется». И точно: надела сестрица фероньерку и вместо прыща на лбу вырос довольно крупный бриллиант» (М. Е. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина, 1887). Фероньерка считалась особо нарядным украшением, и ее носили только на балах, больших вечерах, раутах. Фероньерка была частью большой парюры, состав которой постоянно менялся, но ее значение в ней сохранялось долго. Носить фероньерку днем считалось неприличным — избыток украшений в неподходящей ситуации был прямым указанием на выскочку, провинциалку — разбогатевшую купчиху или мелкопоместную дворянку, претендующую на причастность к большому свету. Форма фероньерки менялась в зависимости от моды — это мог быть либо один камень значительной ценности или жемчужина, либо звездочка, розетка из нескольких камней различного цвета (алмазы с рубинами, жемчуг с сапфирами или изумрудами). Руководства по «хорошему тону» советовали подчеркивать в туалете только действительно ценные и незаурядные украшения. Особенно ценились фероньерки-жемчужины редких форм и цвета (грушевидные, розовые и даже черные). Крепились фероньерки на цепочке или обруче, концы которых скрывались в прическе. Иногда функции фероньерки — налобного украшения могли выполнять ривьера или фермуар. Вновь очень модной фероньерка стала в 1900-е года, и А. Блок упомянул ее в стихотворении «В северном море» (1908) как поэтический образ: «На тонкой мачте —  маленький фонарь,/ Что камень драгоценной фероньеры,/ Горит над матовым челом небес». И в том же стихотворении: «На драгоценный камень фероньеры,/ Горящий в смуглых сумерках чела». В начале 20 века фероньерку подвешивали не только на цепочке, но и на тонкой бархатной ленточке, используя для этого драгоценную серьгу или аграф подходящей формы. В современном российском быту фероньерка в старинном значении не встречается, хотя с 1980-х годов носят налобные украшения из кожи, дерева, кости, бисера.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.