ФЕЛОНЬ

Благочинный кончил проскомидию и торопливо надел фелонь. Батюшки тоже облачились и стали по бокам престола.

С. И. Гусев-Оренбургский. Страна отцов. 11. 1905.

Фелонь — литургическое облачение православного священнослужителя высокого ранга в виде широкого одеяния без рукавов, с круглым вырезом для головы, передним полотнищем, часто спереди плавно вырезанным от середины груди до низа. Название от древнегреческого phailonion. Первое упоминание фелони относится к 1200. Фелонь символизирует во время литургии хламиду Христа; облачение в фелонь означает, что священник изображает Спасителя, приносящего себя в жертву. Материалом для фелони всегда служили драгоценные парчовые и бархатные ткани, украшенные вышивкой, шитьем шелком и жемчугом или кружевом.

Фелонь. Шелк, золотое шитье. Конец 18 века. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Фелонь. Шелк, золотое шитье. Конец 18 века. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Для литургического облачения были необходимы жесткие тяжелые ткани, хорошо сохранявшие форму, поэтому предпочтение всегда отдавалось аксамиту или алтабасу, мерцающая поверхность которых органично вписывалась в единую декоративную систему внутреннего убранства православного храма с резными иконостасами, росписями на стенах, окладами икон и другим. Торжественность богослужения дополнялась светом и песнопениями. Единство цвета, звука, света, движения, слияние всех элементов литургии заставило, как повествует летописец, князя Владимира при «выборе вер» отдать предпочтение «греческой вере», то есть православию, красочный обряд которого поразил его посланцев. Фелонь, как и другие литургические облачения, присутствует в современном религиозном обряде с теми же символическими значениями. Драгоценные старинные ризы, изготовленные в 16 — 17 веках из привозных, а в 18 — 19 веках из отечественных тканей (см. Парча), большей частью хранятся в музейных собраниях, но торжественность литургии не уменьшилась, так как полностью сохранился обряд облачения в священные одежды. Заметим, что проскомидия, о которой идет речь в цитированном выше отрывке из романа С. И. Гусева-Оренбургского, является первой частью литургии, во время которой готовятся необходимые для таинства причастия предметы, что требует переоблачения.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.