ЭСПРИ

Люстры, табачный дым, поднимающийся из партера, тесно поставленные столики, люди во фраках и голые плечи женщин, цветные парики на них — зеленые, лиловые и седые, пучки снежных эспри, драгоценные камни, дрожащие на шеях и в ушах снопиками оранжевых, синих, рубиновых лучей.

А. Н. Толстой. Хождение по мукам. Книга первая, 6. 1922 — 41.

 Эспри — украшение из перьев для прически или шляпы. Название от французского esprit, буквально — ум, смысл. Столь неожиданное название, вероятнее всего, связано с тем, что эспри вошли в моду после 1789 (Boucher F., The history of Costume in the West, L., 1989, p. 344), когда щеголи соперничали в изобретении самых парадоксальных названий всех модных новинок — «жертва» (victime), «гильотина» (guillotine) и другие. Так что эспри — «ум», «смысл», скорее всего, мягкая ирония, а не шутка из области «черного юмора». В 1806 в «Дамском журнале» (январь, № 1) появилось сообщение: «Начинают опять носить перья под именем эспри. Щеголи носят эспри на шляпах сборками из бархату кармазинного цвета в золотых блестках». (Важно заметить, что в России существовало два издания с названием «Дамский журнал». Большую известность получил журнал, издававшийся П. И. Шаликовым в 1823 — 33. «Дамский журнал», вышедший в 1806 всего в нескольких экземплярах, к концу 19 века стал такой библиографической редкостью, что в 1906 «Русское библиографическое общество» предприняло его переиздание, по которому и приводится цитата, так как оригинала пока обнаружить не удалось.) Эспри отличались от других украшений из перьев своими большими размерами — их делали из длинных перьев журавля, павлина или фазана. Обычно эспри прикреплялось слева или справа, но иногда одновременно с двух сторон. У эспри было русское название — ива: «Маленькая ива, из перьев, прикреплена аграфом на краю полей» «Московский телеграф», 1828, № 5, с. 136). Поскольку эспри и ива неоднократно воспроизводились в периодике, то можно считать, что имеется в виду одно и то же украшение. Увлечение в 1900 — 10-е года стилем «ампир» в костюме, украшениях отвечало утвердившимся эстетическим идеалам неоклассицизма, что объясняет упоминание эспри в отрывке из романа А. Н. Толстого.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.