ДУБЛЁНКА

Вслед затем показался еще человек, высокий, в дублёнке и в смушковой шапке, с мешками и подушками в руках.

Т. П. Пассек. Из дальних лет. Том 1, глава 23. 1872 — 87.

Дублёнка — шуба или куртка из дублёных овчин мехом внутрь, кожей наружу, без последующего покрытия лицевой стороны тканью. В этом значении название от рус. «дубить» или «дублёный» (выделывать или выделанный). М. Фасмер, ссылаясь на П. И. Мельникова-Печерского, приводит дублёнку в значении «подкладочная ткань» от франц. double — двойной (Этимологический словарь русского языка, т. 1, М., 1986, с. 548). На Руси шубы крыли бархатом, шелком или сукном; нагольные, т. е. не покрытые тканью, носили только бедные. Однако в 19 в. нагольными называли шубы или полушубки, не подвергнутые окраске, характерного желтоватого цвета, их носили только в деревне. Попадая в город, становясь рабочими, бывшие крестьяне старались побыстрее приспособиться к городской жизни, но нек-рые элементы крестьянского быта сохраняли из-за их большего удобства. Длинные пальто стесняли движения и не были достаточно теплыми, поэтому меховой полушубок сохранял свое значение, тем более что его можно было получить из деревни, но «нагольные полушубки носить стеснялись, черненые были в большом ходу» (Засосов Д. А., Пызин В. И., Из жизни Петербурга 1890 — 1910-х годов, Л., 1991, с. 106). Вероятнее всего, что именно к кон. 19 в. получает распространение дублёнка, близкая по приемам отделки (с последующей окраской) к современной. В цитированном отрывке из воспоминаний Т. П. Пассек речь идет о событиях 1832, когда она познакомилась со своим будущим мужем (именно он был человеком в дублёнке), и, возможно, имеется в виду не крытая тканью шуба. Название «дублёнка» в 19 в. было известно достаточно широко и встречается у многих писателей. «»Взяли, Иван, твоего-то?» — спросил старика дюжий мужик в новой дублёнке, большой бараньей шапке и хороших сапогах» (В. М. Гаршин, Денщик и офицер, 1880). В романе П. И. Мельникова-Печерского дублёнка действительно упомянута в качестве подкладки, но все-таки речь идет о выделанном мехе, а не ткани. «К дому Никитичны пара добрых коней подкатила санки с кожаным лучком, с суконным, подбитым мурашкинскою дублёнкой, фартуком и с широкими отводами» («В лесах», 1871 — 74). Речь идет о меховой полости или фартуке, к-рым закрывали седока в санях. В торговле и у портных подкладка называлась другим словом — «дублюр» (от франц. doublure, в значении подкладка, подбой). Одежда такого типа, как дублёнка, известна у всех народов, живущих в холодном климате (даже в Сев. Индии, в горных областях, выделывают подобную одежду). В общеевроп. моду дублёнка вошла в 1950-е гг. на волне увлечения фольклорным стилем. Россия не составила исключения, хотя отечественное производство легкой и теплой зимней одежды модного покроя не было налажено, вместе с тем выделка овчин для форменной и профессиональной одежды (для солдат, милиции, лесорубов, геологов и т. д. ) существовала. Первые модные дублёнки были скроены по образцу бекеши, затем в моду вошли дублёнки, покрытые вышивкой и обшитые нестриженой овчиной. Ныне дублёнки выделывают не под замшу, с мягкой шероховатой поверхностью, а под кожу, придавая меховой одежде форму изделий из ткани (часто с сильно расширенной спинкой, мягкой подвижной формы). Так как дублёнка не может быть сшита из одной шкуры, то, в отличие от одежды из ткани, швы, соединяющие несколько овчин в единое изделие, неизбежны и обычно подчеркиваются декоративными строчками. Это позволяет использовать для производства дублёнок отходы выделки шкур, крошечные фрагменты меха. Дублёнка остается престижной одеждой, особенно если раскрой и качество выделки соответствуют модным линиям.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.