ЦИЛИНДР

Алексей Григорьевич досадливо промолчал и спросил: «Ну, а с виду-то он какой? Приличный? Или похож на просителя?»… — «Как сказать, уж, право, не знаю. Цилиндр на них и перчатки, а пальто совсем не модное, потертое, а с лица, — так, не очень симпатичные».

Ф. К. Сологуб. Звериный быт. IX. 1912.

 Цилиндр — мужской жесткий головной убор из шелка, шерсти, иногда кожи, цилиндрической формы с полями. В России его название происходит от соответствующей геометрической фигуры, обозначение которой появилось в 1-й четверти 18 века при Петре I и было прямым заимствованием из немецкого языка (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 4, М., 1987, с. 302). Перенесение этого названия на головной убор, вероятно, стало чисто русским явлением и подтверждается фактами из истории костюма. Шляпы цилиндрической формы известны в Европе с 17 века, но по-настоящему модными стали только после 1789. Английское top-hat и французское haut de forme названия шляпы — цилиндра можно перевести как «высокая шляпа» (первыми стали носить цилиндр англичане, а затем французы). В периодике, имеющей разделы моды, наименование «цилиндр» появилось лишь со 2-й половины 19 века, когда были узаконены и иные типы шляп. В России в конце 18 века при императоре Павле I «круглые французские шляпы» были запрещены, причем имелись в виду именно цилиндры, которые воспринимались как проявление революционного духа. С 1802 цилиндры не выходили из моды, менялась лишь их знаковая роль как в идейно-политическом, так и в социальном контексте: будучи элитарной деталью костюма, цилиндр получает первоначально распространение в аристократической среде, а затем становится признаком обеспеченного (или желающего казаться таковым) человека независимо от сословной принадлежности. Быстрое распространение цилиндра в Европе в начале 19 века иногда связывают со своеобразной реакцией на идейные установки и стереотипы эпохи недавно свергнутого Наполеона I: «…победители возненавидели когда-то столь популярную треуголку, символ его могущества, и аристократы, дипломаты и все войско чиновников стали носить цилиндр. Цилиндром украшали свои почтенные головы также все те, кто хотел продемонстрировать свои консервативные и легитимистические убеждения» (Фукс Э., Иллюстрированная история нравов, т. 3, М., 1913, с. 122). В России такая ситуация возникла в конце 1820-х — начала 1830-х годов, когда наряду с цилиндром и цилиндром-боливаром появилась мягкая широкополая шляпа (см. Калабреза) как признак особых вольнолюбивых настроений. Высота цилиндра и ширина его полей целиком зависели от модных рекомендаций. Среди шляп-цилиндров особенной популярностью пользовались так называемые д’Орсей, увековечившие имя графа д’Орсея («Называют шляпы д’Орсей те, которые не так высоки и весьма подняты с боков», «Молва», 1833, № 105); на модной картинке (там же) видно, что этот цилиндр имел поля, сильно закрученные с боков кверху и отогнутые вниз спереди и сзади. Более низкий цилиндр — дагер, имевший узкие поля, назван по фамилии изобретателя дагеротипа Л. Ж. М. Дагера. В 1830-е года, когда вновь обрели популярность романы английского писателя 18 века С. Ричардсона, особенно герой его романа «Кларисса Гарлоу» (известен в русских переводах с 1792) беззастенчивый, циничный сердцеед Ловлас, или Ловелас, появилось название шляпы ловелас: «Показались новые мужские шляпы a la Lovelace, тулья весьма низкая, а края широкие» («Молва», 1833, № 78, с. 317). Шляпы такого фасона носили только молодые люди. В 1820-е года был популярен не только боливар, но и фрейшюц (или фрейшиц): «Шляпы Фрейшиц, то есть конической фигуры» («Московский телеграф», 1826, № 6, с. 79). Тулья такого цилиндра сужалась кверху, и сам он украшался перышком, присутствие которого объясняется происхождением этой формы цилиндра и его названия — от костюма главного персонажа оперы К. М. фон Вебера «Вольный стрелок» (1821), хорошо известной в России. Различные варианты названия объясняются особенностями транскрипции немецкого Freischutz — вольный стрелок. В 20 веке подобные шляпы называют «охотничьими» или «тирольскими» (теперь они менее жесткие, обычно фетровые).

Цилиндр. В. Е. Aстрахов. «Купцы, играющие в карты». 1857. Исторический музей. Москва. Фрагмент.

Цилиндр. В. Е. Aстрахов. «Купцы, играющие в карты». 1857. Исторический музей. Москва. Фрагмент.

Особую форму имели кучерские цилиндры, известные по гравюрам с конца 18 века и представлявшие собой жесткую шляпу с низкой, сильно расширяющейся кверху тульей, их донышко для предохранения от дождевой воды было из лакированной кожи, а лента украшалась пряжкой или кокардой. На рубеже 19 — 20 веков цилиндр стал необходимой деталью костюма представителей творческих профессий; его элитарность приобрела уже не социальный, а интеллектуальный отпечаток. При этом только художники «Мира искусства» носили цилиндр в строгом соответствии со светскими правилами в сочетании со смокингом или фраком, крахмальными воротничками и белыми галстуками, то есть демонстрировали подчеркнутую респектабельность, выражая тем самым свое отношение к искусству и месту художника в жизни общества. Молодые художники и поэты-футуристы, группировавшиеся вокруг В. В. Маяковского, носили цилиндр, нарочито соединяя его с «желтой кофтой» и бутоньеркой из моркови (пародирующей орхидеи и гвоздики эстетов). Известен случай, когда популярный французский комик Макс Линдер (маска которого в кино заключалась в безупречном фраке и цилиндре) встретился с Маяковским и, по утверждению современников, в споре «цилиндра как такового» и «цилиндра будетлянского» преимущество оказалось не за салонной безупречностью Линдера, а за нарочитой скандальностью облика русского поэта (Лившиц Б. К., Полутороглазый стрелец, Л., 1989, с. 443). Примечательно, что переодевание С. А. Есенина в цилиндр и фрак явилось своеобразным знаком нового периода в творчестве поэта (Городецкий С. М., Жизнь неукротимая, М., 1984, с. 48).

В современном быту цилиндр появляется лишь на сцене или в кино. Основная трудность при этом — знание правил общения с цилиндром в гостиной. В начале 19 века было не принято оставлять цилиндры в передней; их вносили в комнату и ставили на пол слева от кресла (см. Шапокляк). Привыкнув к цилиндру, его начали ставить на подоконник вместе с перчатками. Во 2-й половине 19 века цилиндр стали оставлять в передней вместе с тростью, которую никогда не вносили в приемную.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.