ЧУЛКИ

 Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

И. А. Гончаров. Обломов. Часть первая, IX. 1859.

Чулки — первоначально шитые, затем вязаные изделия из разнообразных материалов, покрывающие ноги от ступней до верха бедра и надевающиеся под обувь. Название от тюркского tšulga; известно на Руси уже в 1-й половине 16 века в современном значении слова. До начала 18 века (до петровских реформ одежды) шитые по ноге чулки из бархата, шелка, сукна, меха являлись привилегией состоятельных людей, тщательно украшались вышивкой, хотя в сапогах или под длинными женскими одеждами их не было видно. В то же время крестьяне носили чулки из домашнего сукна, но чаще различные обмотки. Хотя ранних образцов вязаных чулок на Руси не сохранилось, можно предположить, что в 16 веке их умели вязать на спицах, поскольку известны ранние образцы плетеного кружева, свидетельствующие, что техника плетения и вязания на Руси уже существовала. Вязаные чулки, как можно судить по образцам 19 века, были большой длины (до 1,5 м) и удерживались на ноге без подвязок, поскольку, собираясь «в гармошку», приобретали нужную устойчивость. В Западной Европе вязаные чулки из шелка известны с начала 16 века; являясь предметом роскоши, они вместе с тем стали необходимостью не только в женском, но и в мужском костюме в сочетании со штанами до колен и башмаками. В 1589 налаживается машинное производство вязаных чулок; изобрел вязальную машину англичанин У. Ли, английские источники сообщают о большой скорости работы этой машины — она делала 600 петель в минуту. Во 2-й половине 18 века вязаные чулки окончательно вытеснили шитые и стали относительно доступными.

Чулки. Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова. 1773. Третьяковская галерея. Москва.

Чулки. Д. Г. Левицкий. Портрет П. А. Демидова. 1773. Третьяковская галерея. Москва.

Усвоив европейскую моду в начале 18 века, российские щеголи и щеголихи начали носить чулки, предпочитая шелк шерсти и хлопку. К парадным костюмам мужчины надевали белые чулки, к повседневным — цветные. Выражение «синий чулок», появившееся в 18 веке, первоначально относилось к мужчинам, ведь именно их чулки были выставлены на всеобщее обозрение. «Около 1760 года образовалось общество из лиц обоего пола, собиравшееся для научных возвышенных бесед. Название „Собрание синих чулков“ придумал голландский адмирал Боскавен (Boskaven), потому что там участвовал, отличающийся своим умом, известный ученый Стиллингфлит (Stillingfleet), явившийся однажды в синих чулках» (Михельсон М. И., Ходячие и меткие слова, М., 1992, с. 397). Уже в 1780-х годах это выражение стало относиться к женщинам, предпочитавшим ученые занятия своим традиционным обязанностям. Английское bluestocking было переведено на французский bas bleu, а затем на русский. Известно высказывание П. А. Вяземского по поводу некоторых женских характеров — «наши сине- и красно-чулочницы» (Ашукин Н. С., Ашукина М. Г., Крылатые слова, М., 1987, с. 317). Говоря о «красно-чулочницах», Вяземский, вероятно, имел в виду их излишнюю религиозность, проводя аналогию с красными кардинальскими чулками — символом сана католического священнослужителя. Помимо чулок простой вязки резинкой в середине 18 века появились ажурные чулки, их ввела в моду маркиза Помпадур, фаворитка Людовика XV, и с тех пор они всегда оставались модной, нарядной, престижной деталью костюма. В 19 веке мужская мода изменилась таким образом, что чулки исчезли из нее, сохранившись ныне только в женском и детском гардеробе. В 1900-е года в моду вошли черные женские чулки. По мере того как в 20 веке укорачивались юбки, цвет и рисунок чулок приобретал все большее значение. В конце 1960-х — начале 70-х годов появились колготки, без которых мини-мода была невозможной. «Бельевой» стиль одежды, в которой видны подвязки чулок, широко пропагандируемый эстрадными звездами, стал «навязчивой идеей» только в начале 1990-х годов. Изобретение синтетических материалов чрезвычайно благоприятно сказалось на производстве чулок — появились изделия различной толщины, цвета, узора, глухой или ажурной вязки, расшитые искусственным жемчугом, блестками и другим.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.