БЮСТГАЛЬТЕР

На спинке стула висел черный девичий бюстгальтер.

В. П. Катаев. Святой колодец. 1967.

Бюстгальтер — деталь женского туалета для поддержания груди. Название от нем. Büstenhalter, букв.— держатель груди. Появившись в России в нач. 1910-х гг., он первоначально так и назывался — бюстодержатель, в кон. 1920-х—нач. 1930-х гг. отдали предпочтение иностранному слову, скорее всего из-за интимного значения этой детали туалета. В Зап. Европе, а затем и в России бюстгальтер появился вследствие многолетней борьбы с корсетом, очень вредным для здоровья (для различных феминистских движений 2-й пол. 19 в. корсет вообще являлся символом рабства женщины). В 1903 франц. женщина-врач Гош-Саро предложила корсет, состоящий из двух частей, к-рый по сравнению с прежним единым корсетом сохранял заданную форму, но не так сильно сдавливал тело и потому был более гигиеничным (во Франции сохранялось сильным впечатление от рассказа Ги де Мопассана «Мать уродов»). И все же, когда в 1906 франц. модельер П. Пуаре с помощью своей жены Дениз продемонстрировал платье нового покроя, исключавшего корсет, ходить без корсета отважились немногие. В 1913 в США стало известно изобретение М. Джекобе — бесспинный бюстгальтер из ткани, близкий по конструкции к современному (backless brassiere). После 1915 эта деталь туалета стала распространенной во всех цивилизованных странах мира, все корсетные производства были вынуждены перейти на изготовление бюстгальтеров. В Москве таким самым крупным производством была фабрика И. Г. Абрамсона, поставлявшего свои товары как в собственные магазины на Никольской, Лубянке, Тверской, так и в отделы крупнейшего в России универсального магазина «Мюр и Мерилиз»: «Бюстодержатель тюлевый необходимая вещь для дома, удобный и покойный. Размер малый, большой и средний. Цена — 4 р.» («Мюр и Мерилиз». Прейскурант, М., 1913, с. 54). Такой бюстгальтер — бюстодержатель, ничем не отличавшийся от современных образцов, оказался в 1913 единственной моделью среди десятков корсетов самых различных конструкций. Из этого можно сделать вывод, что перед 1-й мировой войной 1914—18 он был еще мало распространен, т. к. владельцы магазина «Мюр и Мерилиз» закупали все новинки, даже кажущиеся экстравагантными. Во 2-й пол. 1920-х гг. название «бюстгальтер» еще не было широко распространено, хотя само изделие стало хорошо известно в столицах и провинции как мягкие корсеты: «Усольцева, умевшая шить модные мягкие корсеты, открыла мастерскую под смехотворным названием „Ленинградская мастерская художественного оформления женской фигуры» и имела несомненный успех» (Аксакова-Сиверс Т. А., Семейная хроника, Кн. вторая, Париж, 1988, с. 151). Первоначально материалом для бюстгальтера служили обычные для корсетов ткани — мадепалам, дамаст, атлас. По мере развития текстильной промышленности и появления новых материалов используются также искусственное кружево, нейлон и т. д. Со 2-й пол. 20 в. название «бюстгальтер» было почти полностью вытеснено словом «лифчик», к-рое в 19 в. употребляли в другом значении — как деталь девичьего и детского туалета, предназначенная для крепления подвязок (название—уменьшительное от «лиф» платья, под к-рое его надевали; такие лифчики носили и мальчики дошкольного возраста).

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.