БУФМУСЛИН

«Одеваться!» — вскричала Зоя и торопливо бросилась к туалету,
развила косу, расчесывает ее сама, крутит на пальцах локоны,
приказывает подать голубенькое кисейное с цветами.
«Нет! новое гродерьен — или нет! шитое буфмуслиновое».

А. Ф. Вельтман. Сердце и думка. Часть III, X. 1838.

Буфмуслин — хлопчатобумажная ткань из очень высоких номеров пряжи, что делало ее особо тонкой, почти прозрачной; разновидность кисеи. Название — коммерческий термин от франц. bouffe-mousseline (см. Муслин). Наряду с зефиром, аброгани, вапером буфмуслин ценился несколько выше, чем обычная кисея, особенно в 18 — нач. 19 вв. В сер. 19 в. буфмуслин был уже довольно распространенной тканью, что происходило со многими материями по мере совершенствования рос. текстильной промышленности и удешевлению исходного сырья. Богатая купеческая дочь из пьесы А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» (1850) упоминает буфмуслин в одном ряду с другими, довольно дешевыми тканями: «А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чехле да три бархатных — это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом,— это семь; три атласных да три грогроновых — это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь — это двадцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых — много ли это? Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати». Буфмуслин перечислен среди тканей, платья из к-рых исчисляются десятками, а не штуками, как это было с шелковыми материями; в реплике героини сквозит небрежность по отношению к «простым», по ее мнению, товарам и заметная кичливость при перечислении дорогих шелков и кружев. Буфмуслин мог быть одноцветным (обычно окрашивался в светлые тона) и покрытым вышивкой, как вышеупомянутый героиней А. Ф. Вельтмана, к-рому она отдает предпочтение в сравнении с шелковым гродерьеном и обычной набивной кисеей. Это связано с тем, что в 1-й трети 19 в. светлые хлопчатобумажные ткани были в моде и ценились выше тяжелых шелков, как дань «античному» стилю (см. Туника). Повесть Вельтмана, судя по многим упомянутым им деталям костюма, задумана много раньше, чем была, наконец, написана и опубликована, поэтому вышитый буфмуслин и выступает в качестве модного и предпочтительного наряда. Во времена Островского ткани такого типа приличествовали лишь молоденьким незамужним девицам, а дамы, каковой стала Олимпиада Самсоновна из пьесы «Свои люди — сочтемся!», носили их лишь в качестве домашней одежды, не предназначенной для визитов или приема гостей.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.