БУДЁНОВКА

Из задних рядов долго пробирался к смене невысокий, в сером зипуне, казак.
Выцветший шишак буденовки покачивался над папахами и треухами.

М. А. Шолохов. Поднятая целина. Книга I, глава IX. 1932.

Будёновка (богатырка) — суконный шлем, закрывающий уши и шею; стилизован под старинный рус. шелом. Был принят в Красной Армии в 1919—41 в качестве детали зимней формы одежды. Первоначальное название «богатырка» родилось в среде художников, работавших над проектом формы. Народное название «будёновка» появилось в 1920 и связано с тем, что отдельные части Первой конной армии под командованием С. М. Буденного получили этот головной убор. В приказах, определяющих форменную одежду бойцов Красной Армии, название «будёновка» никогда не упоминалось. Будёновка стала своеобразным символом первых военных формирований Сов. России.

Будёновка. П. П. Соколов-Скаля. «Братья». 1932. Центральный музей Вооруженных Сил СНГ. Москва.

Будёновка. П. П. Соколов-Скаля. «Братья». 1932. Центральный музей Вооруженных Сил СНГ. Москва.

Образное решение красноармейской формы тех лет, ее несомненная связь с традициями рус. культуры настолько не соответствовали культурной политике нового государства, что это породило множество мифов о том, что форма была заказана еще царским правительством до 1-й мировой войны 1914—18, но не была использована из-за начавшихся боев и последовавших политических событий, а новое рос. правительство приспособило ее для своих нужд. Документы же свидетельствуют, что в апреле 1918 была создана комиссия по выработке покроя обмундирования, к-рая и объявила конкурс на создание новой формы. В конкурсе приняли участие профессиональные художники, что и объясняет высокие декоративные качества новой формы и обращение к традициям рус. культуры. Первая премия была присуждена художнику С. Аркадьевскому, к-рому была поручена реализация проекта (Стриженова Т. К., Из истории советского костюма, М., 1972, с. 24). Это не означает, однако, что именно Аркадьевский — автор первоначального эскиза, определившего направление работы художников над окончательным вариантом формы. По косвенным источникам известно, что одним из первых предложил форму шлема Б. М. Кустодиев: «Он сделал несколько вариантов, выдвинув, в частности, идею шлема, подражающего старинному русскому» (Кустодиев Б. М., Сборник писем и воспоминаний, М., 1967, с. 319). В кино- и фотодокументах Б. встречается с 1919, но на картинах Кустодиева «Большевик» (1920, Третьяковская галерея, Москва) и «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей, Санкт-Петербург) изображение будёновки отсутствует, в то время как на плакатах того же времени оно встречается довольно часто («Ты записался добровольцем?», 1920, Д. С. Моор; «Красная Армия и флот защищают пределы России», 1920, В. В. Лебедев). Документально не подтверждены и сообщения об участии в создании красноармейской формы В. М. Васнецова и Н. Д. Бартрама. В частности, Бартрамом, ранее руководившим столярной мастерской в Абрамцеве, для парижской международной выставки декоративных искусств и современной художественной промышленности в 1925 были изготовлены и расписаны деревянные украшения и пуговицы. Остальные же детали новой формы — шинель и гимнастерка-рубаха с цветными нашивками — первоначально могли переделываться из сохранившегося обмундирования рос. армии.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.