БРАСЛЕТ

1-я маска. Вот счастье. Боже мой—потерянный браслет
С эмалью, золотой… отдам ему, прекрасно…
Пусть ищет с ним меня.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад. Действие первое, сцена вторая, выход пятый. 1835—36

Браслет — кольцеобразное (сомкнутое или разомкнутое) украшение из разнообразных материалов, к-рое носили гл. обр. на руках от запястья до локтя, а также на ногах, у щиколоток. Название от франц. bracelet — запястье, нарукавник. Форма браслета, его отделка и материал зависели от моды. Браслеты делались не только из металлов (в т. ч. драгоценных), кости, драгоценных и поделочных камней, но и из бархата, расшитого бисером, золотыми нитями или шелком. До нач. 18 в. на Руси под «запястьем» или «зарукавьем» имели в виду украшение, обычно в виде полоски ткани, отделанной вышивкой и драгоценными камнями, к-рая могла перешиваться с вещи на вещь. Браслет в современном значении вошел в моду с сер. 18 в., причем предпочтение отдавали парным браслетам. Особое увлечение браслетами относится к нач. 19 в., когда в подражание античным образцам носили (в т. ч. и на ногах) цельнометаллические браслеты, украшенные гравировкой, насечкой и резными камнями. В большой моде были стальные браслеты, производившиеся на оружейных заводах в Туле, где мастера, с большим искусством отделывавшие ружейные приклады, изготавливали также ювелирные изделия. Среди модных новинок 1-й трети 19 в. особо примечателен браслет под названием «эсклаваж» (франц. esclavage — рабство) или «сердечная неволя». «Так называют новые браслеты, соединенные цепочкой с кольцом: эти браслеты вывозят из Одессы; замок у них утвержден сердечком, которое отпирается маленьким ключиком. Известная девица Надежа едва ли не первая в Париже явилась с таким браслетом, играя роль Федоры в модной пьесе: «Эльва или Русская сирота»» («Московский телеграф», 1828, № 12, с. 559; актриса Надежа — Надежда, имевшая успех в Париже, попала во Францию, как предполагали журналы, с русскими войсками в 1814). В издании кон. 19 в. описано устройство такого браслета, правда без указания его рус. происхождения: «Два обруча одинакового размера — один у кисти, другой у локтя и соединенные цепью в виде оков…» (Прево Г., Искусство одеваться, СПб., 1892, с. 101). В 19 в., в отличие от 18 в., днем не было принято носить бриллианты, рубины, изумруды и др. самоцветы, поэтому браслеты нередко украшались поделочными и полудрагоценными камнями. Нередко они входили в состав большой и малой парюры, их качество и материал определялись назначением. Молодые девицы днем и вечером носили кораллы, янтарь или браслеты в виде цепочек. На балах и в театре браслеты надевали поверх перчаток. Браслет мог быть намеренно скрыт от посторонних взглядов. Один из знакомцев А. С. Пушкина рассказывал: «По словам Н. С. Киселева Пушкин носил на левой руке, между плечом и локтем, золотой браслет с зеленой яшмой с турецкой надписью. Браслет этот был подарен им Е. Н. Ушаковой» (Майков Л. Н., Пушкин: Биографические материалы и историко-литературные очерки, СПб., 1899, с. 377). В нач. 20 в. в моду входят браслеты в виде гирлянд цветов, изображений бабочек, змеек, ящериц и др. В 1910-е гг. вновь вошли в моду браслеты со вставками в виде «античных» камей (см. Антик) и гладкие, без камней. В нач. 1920-х гг., в связи с находками англ. археологов в Египте, распространились ножные браслеты. Мужчины начали носить браслеты. на исходе 19 в., в виде цепочек из серебра, золота или стали с памятными брелоками. Обычно мужские браслеты носили мемориальный характер и были связаны с конкретными событиями из жизни его обладателя. С 1960-х гг. браслеты широко вошли в мужскую молодежную моду. Поначалу это были цепочки с пластиной, на к-рой гравировались инициалы или девизы (они подражали браслеты. военнослужащих нек-рых родов войск, содержащих сведения о солдате, в т. ч. медицинского характера — группа крови и т. д.). В 1970—80-е гг. наряду с традиционными ювелирными изделиями из драгоценных материалов в молодежную моду вошли украшения для рук в виде широких кожаных ремней, разноцветных бус, цепей и др. 20 в. расширил выбор материалов для изготовления браслет — цветная кожа, дерево, косточки фруктовых деревьев, плетения из соломы, разноцветной шерсти и др. Появившиеся перед 1-й мировой войной 1914—18 ручные часы (к-рые начали носить мужчины, а потом и женщины) стали оформлять в виде браслетов с драгоценными камнями, нарядной крышкой, закрывавшей циферблат, украшенный цветными эмалями, сканью и др.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.