БОЛИВАР

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава первая, XV—10, 1823—31.

Боливар — жесткая шляпа-цилиндр с большими полями. Название от имени Симона Боливара — руководителя борьбы за независимость исп. колоний в Латинской Америке. Вошел в моду в кон. 10-х гг. 19 в.; наибольшая популярность приходится на нач. 20-х гг.— время написания 1-й главы «Евгения Онегина». Форма и знаковые значения боливара в пушкинском романе и бытовой культуре той поры неоднократно рассматривались в научной литературе, и прежде всего в книге Ю. М. Лотмана «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий» (Л., 1983, с. 140), а также Р. М. Кирсановой «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX века» (М., 1989, с. 50). В исследовательской литературе появляются и иные толкования боливара, напр.: «В первой четверти XIX в. вошли в моду высокие твердые цилиндры, а для прогулок — мягкие широкополые фетровые шляпы, получившие по имени популярного южноамериканского политического деятеля название боливар». (Рабинович М. Г., Очерки материальной культуры русского феодального города, М., 1988, с. 167). Однако нет сомнения, что шляпа боливар была жестким цилиндром, а не мягкой фетровой шляпой. Свидетельством этому служат описания к модным картинкам в периодике 1820-х гг.: «Черные атласные шляпы, называемые Боливаровыми, выходят из моды; вместо них носят шляпы из белого гроденапля, также с большими полями» («Московский телеграф», 1825, № 2, с. 35). Изображалась при этом не мягкая фетровая шляпа, а цилиндр рекомендуемого цвета.

Боливар. Иллюстрация к 1-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека.

Боливар. Иллюстрация к 1-й главе «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека.

Да и в рисунках первого иллюстратора «Евгения Онегина» — А. Нотбека дается изображение цилиндра, а не какого-либо другого головного убора. Еще в 19 в. писали: «…все щеголи того времени носили свои цилиндры не иначе, как с широкими полями á la Боливар» (Касьян Касьянов, Наши чудодеи, СПб., 1875, с. 199). Тем не менее почва для разночтений у современных исследователей была. В 70-х гг. 19 в. существовала шляпа, получившая название «пушкинской»: «Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу — «пушкинскую», а на плечах непременный традиционный плед, принадлежность каждого бедного студента» (Юрьев Ю. М., Записки, т. I, Л.— М., 1963, с. 185). Это название связано с иконографией поэта, изображенного в мягкой широкополой шляпе. Совмещение этих двух обстоятельств в позднейших представлениях и породило столь неожиданное толкование «пушкинского» боливара. Жизнь цилиндра боливар в истории костюма в России была недолгой. Как уже упоминалось выше, с 1825 он вышел из моды и остался в рус. культуре благодаря Пушкину. Даже писатели 20 в. употребляли это название, памятуя о духе свободомыслия, к-рый означал боливар (Антонов С. П., От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах, М., 1973). Стремление избавиться от разночтений при толковании пушкинского текста понятно каждому, кто воспитан на рус. литературе. И в данном случае речь идет не только о том, как выглядел боливар, но и о функции головного убора, почти полностью утраченной в кон. 20 в. в рус. бытовой культуре. Этот процесс начался после событий 1917. Вот как об этом пишет Н. Н. Берберова: «Молодые щеголяли в кожаных куртках, женщины теперь все носили платки, мужчины — фуражки и кепки, шляпы исчезли: они всегда были общепонятным российским символом барства и праздности, и значит теперь могли в любую минуту стать мишенью для маузера» («Железная женщина», М., 1991, с. 28). Писательница имеет в виду лишь одно значение шляпы, но были и другие, о к-рых можно найти упоминание у тех современных авторов, кто имел возможность сопоставить быт старой и новой России. Шляпа могла выражать самоуважение и достоинство: «Катеринушка только при своих ходила в платке, а на улице, да еще в цирке бывала в шляпке… Так вот о шляпке. Шляпка не была случайностью. Катеринушка была вдовой мастера, погибшего во время какой-то заводской аварии. Она гордилась своим мужем, гордилась, что его ценили» (Лихачев Д. О, Книга беспокойств, М., 1991, с. 20). По шляпе узнавали принадлежность человека к определенной социальной группе: «Обернувшись на голос, я увидел очень немолодую русскую даму в старомодном платье и крохотной соломенной черной шляпке, красноречиво напоминавшей о старом Петербурге… Как я угадал, она была смолянка и принадлежала петербургской военной семье» (Волков О. В., Погружение во тьму, М., 1989, с. 389—90). Оттенки значений связаны с типом шляпы и временем, когда она была популярна (см. Цилиндр). Любопытно, что шляпки боливар носили и женщины. О «боливаровых шляпках из белого атласа» упомянуто в «Московском телеграфе» за 1825 (№ 5, с. 107).

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.