БИСЕР

Алексей Алексеевич, довольный миром, сидел дома
в вышитых бисером туфлях и курил трубки.

А. Н. Толстой. Чудаки. I. 1911.

Бисер — мелкие круглые или многогранные шарики из цветного стекла, пластмассы, металла со сквозным отверстием для низания. Употребляется для отделки одежды, различных предметов обихода (вышитые бисером композиции или бахрома), создания украшений. Название от араб, busra, мн. ч. buser — стеклярус; известно в рус. языке с эпохи средневековья. В 10 в. техника изготовления бисера была освоена в Венеции, где на острове Мурано с кон. 13 в. сложился центр стекольного производства. В России первая попытка получения бисера была осуществлена М. В. Ломоносовым сначала в открытой им химической лаборатории (1748), а затем на фабрике в Усть-Рудице в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии (1753), но после смерти ученого лишь нек-рые рецепты изготовления цветных стекол нашли применение на других стекольных производствах. Для получения бисера сначала изготовляют очень тонкие цветные трубочки, а затем, собрав их в пучок, щипцами разбивают на крошечные кусочки. Мастерство рубщика требовало очень точно рассчитанного усилия и хорошего глазомера. Осколки удалялись при помощи сит, а кусочки стекла смешивались с глиной и угольной пылью для предохранения отверстий от деформации при обжиге и устранения мелких дефектов, возникших при рубке. Для сохранения правильной формы шариков они покрывались защитной смесью и загружались в барабан, непрерывно вращавшийся в печи, где поддерживалась определенная температура. После обжига бисер очищался на ситах и полировался для возвращения первоначального блеска. Шарики нанизывались на нить специальной очень тонкой и длинной иглой (диаметр лучшего бисера от 0,5 до 1,5 мм), сильно изогнутой в виде дуги. Иглой такой же формы бисер пришивался к ткани по заранее намеченному рисунку. Обогащение цветовой гаммы бисера шло одновременно с открытием новых способов окраски стекла, нек-рые из к-рых были весьма дорогостоящими. Так, для получения красных оттенков, т. н. рубиновых стекол, были нужны препараты золота. Лишь с удешевлением производства цветной стеклянной массы изделия из нее стали доступны широким слоям населения. Поскольку бисер в России долго был привозным материалом, то его распространение в 18—1-й пол. 19 вв. ограничивалось дворянским бытом. Бисером украшались обувь, чехольчики, мешочки для рукоделия, но гораздо чаще его применяли для создания разнообразных композиций на каминных экранах и настенных украшениях. Преобладали бело-серебристые и опаловые переливающиеся фоны, на к-рых размещались цветы, животные, «пейзаны», китайские домики, вышитые из бисера насыщенных оттенков изумрудного, гранатового, золотистого цветов. В 19 в. шитье бисером процветало и в домашнем рукоделии, и в монастырских мастерских. После 1860 шитье из бисера стало обычным явлением в крестьянском рукоделии, заменив шитье речным жемчугом, традиционное для украшения головных уборов, «ожерелок», «зарукавий» и т. д. Изготовляли разнообразные чехольчики (напр., бисерный чехольчик для зубочистки в семействе гоголевского Манилова), кисеты, кошельки, закладки для книг и по-прежнему каминные экраны и настенные композиции, в к-рых использовались цветные фоны сиреневого, золотистого, светло-зеленого оттенков. Удивительным разнообразием цветов и орнаментов, как геометрических, так и растительных, с очень тонкими переходами насыщенных тонов отличались подстаканники, к-рыми славились многие женские монастыри Московской губернии (такие изделия сохранились не только в музейных собраниях, но и в частных коллекциях, что свидетельствует о широком распространении подобных вещей в рус. быту 19 в.). Старинный бисер гораздо мельче и разнообразнее по цвету, чем современный. Он часто подражал драгоценным камням — изумруду, сапфиру, рубину, бирюзе, а также жемчугу. Продавали старинный бисер в «низках», т. е. нанизанным на нитку. Такой способ позволял сразу увидеть, что все отверстия в бисере не повреждены и он действительно пригоден к рукоделию. В 20 в. бисер отличается гораздо меньшим разнообразием и тонкостью цветовых оттенков, он более крупный, его чаще всего используют в качестве ювелирного материала для бус, браслетов, серег; для изготовления служит не только стекло, но металл и пластмасса. Украшения из бисера особенно модными были в 1926: «Появились украшения, в которых жемчуг сочетается с бисером. Я быстро освоила производство нового вида цепочек, браслетов и ожерелий, которые плелись на приспособлении, напоминающем маленький ткацкий станок, при помощи очень тонкой иглы» (Аксакова-Сиверс Т. А., Семейная хроника, кн. 2, Париж, 1988, с. 52).

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.