БАРХАТ

Анна уже была одета в светлое шелковое с бархатом платье,
которое она сшила в Париже.

Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Часть пятая, XXXII 1873—77.

Бархат — ткань с густым, низко остриженным ворсом на лицевой стороне, удерживаемым «грунтом» полотняного или саржевого переплетения. Название усвоено через польск. или нем. языки еще в глубокой древности. По мнению лингвистов, слово восходит к араб.-тюрк, barrakan (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т. 1, М., 1986, с. 129). Долгое время бархат в России был привозной тканью. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623. В сер. 17 в. были приглашены иноземные мастера из Италии и Германии, руководил производством стольник Т. С. Кудрявцев, однако после 1689 попытки производить бархат в России прекратились. Лишь в 1717 начала действовать первая рус. мануфактура по производству шелковых тканей, в т.ч. и бархата. Сырьем для его производства могли служить и шелк, и шерсть, и хлопок. Но в России собственно бархатом называлась только шелковая ткань, причем шелковый ворс при бумажном грунте считался недостаточно престижным, «не самым настоящим» бархатом (см. Манчестер).

Для получения ворса вводилась особая ворсовая нить, к-рая была вдвое длиннее нитей «грунтовой» основы и выводилась на лицевую поверхность ткани при помощи металлических прутков. Образовавшиеся петли могли разрезаться — разрезной бархат — или оставаться в виде крошечных петелек — петельчатый бархат. В бархатной технике, т.е. с ворсом на лицевой стороне, производилось множество тканей — плис, вельвет, вельветин, утрехтский бархат, трип и др. Лучшие сорта бумажного бархата изготовлялись в Англии, шелкового — в Италии и Франции. Нем. бархат с шелковым ворсом имел обычно бумажную основу, а поэтому ценился в России много меньше, чем привозные и отечественные (продавался под названием «крефельдский бархат», по месту производства — г. Крефельд в Германии). Бархат выпускался одноцветным, набивным и тисненым. Ткань последнего вида создавалась путем обработки горячим прессом с выпуклым орнаментом, к-рый оставлял след на ворсе в виде цветочных и геометрических узоров. Такая техника орнаментации чаще использовалась для бумажного или шерстяного бархата или «бархента» — ткани в бархатной технике из льна и бумажного волокна. В шелковом бархате особенно ценились блеск, переливчатость оттенков, к-рые были тем значительнее, чем плотнее и ниже был ворс. Из бархата изготовляли одежду, головные уборы, драпировки, обивки, сумки и переплеты книг. Малиновый бархат переплетов дал название родословным книгам, в к-рые были включены самые знатные боярские и дворянские роды, — т. н. Бархатная книга, составленная в 1687. Бархат всегда считался престижной тканью, указывающей на знатность и богатство. Так было в допетровской Руси, когда бархат различался по названию мест, из к-рых его привозили (кызылбашский, веницейский, турский и т.д.), и позже, когда все известные в Европе и на Востоке сорта бархата производились в России. Из бархата различных цветов полагалось шить женские придворные костюмы (см. Сарафан). Бархат служил в качестве отделки для мужской и женской одежды. В 18—19 вв. было принято посещать мастерские художников, одетых по этому случаю в особый костюм, главными элементами к-рого были берет и широкая блуза из бархата. Вот что писала дочь художника Ф. П. Толстого: «Кажется, его очень тешило то, что на его артистическую обстановку ходили заглядывать в окна разные дамочки. Верно, не на одну обстановку ходили смотреть они, а больше на самого юного художника, красавчика, со светло-русыми кудрями, в черной бархатной блузе» (Каменская М.Ф., Воспоминания, М., 1991, с. 23). Это замечание относится к 1806, когда ее отец начал службу в Эрмитаже. В особой технике выделывались сорта жилетного бархата. Кроме набивного и тисненого большим спросом (особенно в 1-й пол. 19 в.) пользовался бархат, у к-рого ворсовыми были либо фон, либо орнамент, известный в старину под названием «рытый» бархат (такая ткань, напоминавшая старинные образцы, ценилась тем выше, чем был мельче орнамент). Среди сортов бархата, остававшихся популярными и в 20 в., был панбархат — одноцветный и узорчатый, причем различные узоры — цветы, листья, полосы и клетки — были выполнены в ворсовой (бархатной технике), а «грунтом» служил тонкий шелк, шифон и т.д. Отчасти панбархат можно сравнить со старинным «рытым» бархатом. Иногда это название относят к ткани, узоры к-рой достигались цветным ворсом, остриженным вровень с ворсовым, же фоном,. Встречается название «панбархат» и по отношению к тисненой ворсовой ткани (узоры выдавливаются по ворсу горячим прессом, как некогда жилетный бархат). Причина отсутствия четких критериев для определения сорта связана с обилием искусственных волокон, новых способов обработки больших количеств материала, что в 19 в. невозможно было осуществить. Бархат из натуральных волокон почти полностью вытеснен синтетическими материалами, поскольку они не сминаются и не деформируются.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.