БАРКАН

Мебель была хоть и старинная и в некоторых местах даже белая
с позолотой, но везде обитая или штофом или барканом.

А. Ф. Писемский. Взбаламученное море Часть II. глава 10. 1863.

Баркан (баракан) — плотная с рубчатой поверхностью шерстяная или хлопчатобумажная ткань из туго скрученной пряжи, сорта к-рой определяются соотношением толщины нитей утка и основы. Название от нем. Bercan или голл. barkaan (см. Бархат). Баркан — очень распространенная с сер. 18 в. обивочная ткань. По приведенному выше отрывку из романа А. Ф. Писемского может сложиться впечатление, что баркан — довольно дешевая ткань, особенно одноцветная. Баркан был действительно дешевле штофа, к-рый мог быть из шелковой пряжи. Однако пока не получила распространение машина Жаккарда для изготовления узорчатых тканей, всякая материя со сложным тканым орнаментом считалась дорогой. Ткань для обивки, даже очень простую, было принято украшать ручной вышивкой: «Обивку для мебели по самым простым дешевым материям греческими узорами вышивали три мои тетки», — пишет М.Ф.Каменская, дочь рус. художника Ф. П. Толстого, в своих «Воспоминаниях» (М., 1991, с. 80). Примечательно, что отец мемуаристки запечатлел свою семью в интерьере, созданном по его эскизам («Автопортрет с семьей», 1830, Русский музей, Санкт-Петербург). «Греческий узор», о к-ром пишет Каменская, — это меандр (в виде непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей; назван по извилистой и весьма протяженной реке Меандр в Малой Азии), к-рый окаймляет сиденья и спинки дивана и кресла. В античном духе были оформлены и другие комнаты в доме художника. Там же Каменская пишет: «На этой картине едва видна через дверь в гостиную спальня, поэтому то, чего не видно, я постараюсь дополнить от себя. В спальне интереснее всего была античная широкая кровать, с выгнутой в виде лебединой груди спинкой, с колчанами вместо передних ножек; над нею был брошен роскошный полог, как бы на лету пронзенный золотой стрелой и приколотый ею к стене». Мотивами вышивки обивочной ткани были также букеты, жанровые сценки, птички и бабочки, композиции к-рых подчинялись форме мебели. Механизация производства узорчатых тканей позволила выпускать баркан не только одноцветным, но и напоминающим по орнаментации и выделке штоф. Это произошло в кон. 1820-х гг., и уже в повести И. И. Панаева «Онагр», опубликованной в 1841, можно встретить выражение «баркан под штоф». Утолщенный уток, принятый при производстве баркана, давал характерную поверхность, поэтому с распространением в кон. 19 в. хлопчатобумажного баркана он стал напоминать репс. Подражание баркана другим техникам привело к вытеснению его как типа ткани и как следствие этого — и его названия.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.