АТЛАС

Нюрка в цветастой шали, в черной юбке,
в атласной бордовой кофте — нарядная, как в праздник.

В. М. Шукшин. Печки-лавочки. Киносценарий. 1975.

Атлас — шелковая ткань с блестящей поверхностью. Особые гладкость и глянцевитость достигались характером переплетения нитей, при к-ром основа (в основном атласе) или уток (в уточном) появлялись на поверхности не чаще, чем через пять кроющих нитей. В технике атласа существуют также ткани хлопчатобумажные и шерстяные, но они имеют другие названия. Атлас в рус. языке является заимствованием из араб. atlas — гладкий. Известен в рус. быту со времени контактов Древней Руси с Византией, куда эта техника проникла через араб. Восток из Китая. В кон. 16 — нач. 17 вв. такие ткани были известны под названием «отлас». Отечественное производство шелковых тканей появилось в нач. 18 в. Разнообразие атласных тканей в 18—19 вв. было чрезвычайно велико: «В одном только магазине мы заметили более двенадцати сортов атласа; именно Левантский атлас, Варшавский, Португальский атлас, Ориентальский атлас, который отличается от левантского своими узорами» («Молва», 1832, № 92, с. 378). Так как Левантский и Ориентальский для россиянина означали одно и то же — «восточный», то становится ясным, что основной характеристикой атласа была его орнаментация, хотя существовали другие отличия (легкие, тяжелые, двойные и т. д.). В одноцветных тканях можно было добиться особой игры цвета, меняющегося на изломах и при различном угле освещения, но узорчатые атласы поражали разнообразием форм и ритмов декоративных и изобразительных мотивов, имевших разные истоки своего происхождения.

Атлас. В. И. Шухаев. Портрет жены художника Е. Н. Шухаевой. 1917. Русский музей. Санкт-Петербург.

Атлас. В. И. Шухаев. Портрет жены художника Е. Н. Шухаевой. 1917. Русский музей. Санкт-Петербург.

В 1830-е гг. мода обратилась к придворному быту Франции 17—18 вв. и сообщения о модных новинках запестрели названиями и именами времен многочисленных Людовиков и их фавориток. Так, в одном номере газеты «Молва» за 1833 (121, с. 48) было помещено описание сразу двух новых сортов атласа. Ментенон — «по темным или светлым землям затканы цветы, точно вышитые; лучшие из них называются: атлас Ментенон, атлас Дюбарри»; атлас Трианон — «по которому затканы листья различного цвета с землею, а между сих листьев оставлено место для букета гвоздик, затканных разными шелками». В той же газете за 1832 (№ 103, с. 410) сообщалось об атласе Помпадур, к-рый «напоминает богатство прежних нарядов, соединяя оным совершенство отделки, отличающей все нынешние ткани. Атлас этот темных цветов, по нем затканы гирлянды шелком золотого цвета, которые при свете кажутся, как бы, вышитыми золотом; материя эта прилична для придворных платьев (мы того и ждем, что станут носить парчи и штофы, хорошо, прочно, но убыточно)». В 19 в. частым стало соединение шелковой основы с утками из другой пряжи, напр. с шерстью. Среди таких сортов рекламировали люкзор (от егип. г. Луксор на территории древнего г. Фивы): «Он делается из шелку с шерстью; мягок, прочен и блестящ как атлас, он точется гладкий и травчатый» («Молва», 1833, № 121, с. 483). В 18 в. атлас носили как мужчины, так и женщины, позже в мужском костюме он сохранился лишь в качестве отделок и дополнений — жилеты, галстуки, канты. В крестьянском быту атлас, как и все ткани фабричного производства, считался предметом роскоши и признаком достатка; из него изготовлялись девичьи ленты, платки, рубашки-косоворотки и т.д.

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.