АРМЯК

Когда сани бывали разгружены, передняя наполнялась
крестьянами. Они стояли в армяках поверх полушубков
и дожидались, покуда отец позовет их в кабинет, чтобы
распросить о том, каков снег выпал и каковы виды на урожай.

П. А. Кропоткин. Записки революционера. Часть первая, VII. 1899.

Армяк (ормяк) — верхний просторный прямого кроя распашной длинный кафтан, подпоясанный цветным кушаком. Название от тюрк. ärmäk — одежда из верблюжьей шерсти. Форма «ормяк» приводится И. И. Срезневским в письменных источниках 1582: «Ормяк сделати тонкое полотенцо, образцы на него по лазоревому бархату шиты золотом» (Словарь древнерусского языка, т. 2, ч. 1, М., 1989, стлб. 707). Армяк, выполнявшийся из ткани домашней выделки — армячины (или сермяги), обычно имевшей цвет неокрашенной шерсти — сероватый, коричневатый, серо-черный и т. д., как правило, был крестьянской одеждой. В городах его носили только самые дешевые извозчики — «ваньки». «Извозчики делились на две категории, из которой наиболее интересной была «ваньки». Они одевались в простые армяки и летом носили высокие поярковые шляпы «гречником», но без павлиньих перьев и других украшений» (Давыдов Н. В., Из прошлых лет, 1914, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 53). Название шляпы «гречник» или «гречневик» связывается с формой пирогов из гречневой муки — «грешниками» (как их называли в Москве), продававшимися во время поста. «Гречневик представлял из себя обжаренный со всех сторон столбик высотой в вершка два: к одному концу он был уже, к другому шире» (Белоусов И. А., Ушедшая Москва, 1926, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 326).

Армяк. И.Е.Репин. «Не ждали». 1884—88. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

Армяк. И.Е.Репин. «Не ждали». 1884—88. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.

В 1830-е гг. армяк носили нек-рые писатели-славянофилы, но его появление в литературных кругах и в «свете» воспринималось неоднозначно, часто с откровенной иронией в адрес такого «переодевания». А. С. Хомяков в бальном зале описан следующим образом: «…в армяке, без галстука, в красной рубашке с косым воротником и с шапкой мурмолкой подмышкой. Говорил неумолкно и большею частью по-французски — как и следует представителю русской народности» (Никитенко А. В., Записки и дневник, т. 2, СПб., 1893, с. 29). Известно, что власти пытались пресечь отступления от принятой манеры одеваться, в частности Хомяков подвергся наказанию — домашнему аресту — за ношение бороды и «народного» платья. «Для читателей, незнакомых с тогдашними порядками, прибавлю, что при Николае I ношение усов составляло привилегию одних военных, а лицам других сословий безусловно воспрещалось; ношение же бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства. На таких старшие всегда поглядовали косо. Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать все лицо; только те из них, кто успел уже несколько повыситься по иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей (favoris), и то лишь при благосклонной снисходительности начальства» (Вишняков Н. П., Сведения о купеческом роде Вишняковых, 1903— 1911, цит. по сб.: Московская старина, М., 1989, с. 284). В период правления Александра II борода уже не запрещалась, но армяк перестали носить в писательской среде. Нек-рые элементы «народного» костюма вновь появились в кругах художественной интеллигенции в кон. 19 — нач. 20 вв., но административных преследований за ношение крестьянской одежды в то время уже не было.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.