«АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ»

На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси,
была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая
же на черной ленте пояса между белыми кружевами.

Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Часть первая, XXII. 1873—77.

«Анютины глазки» — отделка женского костюма в виде букета или гирлянды из цветов — разновидности трехцветной фиалки, издавна известной в России под названием «веселые глазки». Новое название — «Анютины глазки» — от женского имени Анюта. Возможно, цветок переменил свое старинное название в 1831 (Молва, № 25, с. 16) под влиянием романа Антония Погорельского «Монастырка» (в 1830), героиня к-рого носила имя Анюта, чьи «большие голубые глаза, осененные длинными черными ресницами, и вся вообще прелестная наружность ее пленяла его взоры». Ко времени создания «Русского энциклопедического словаря, составленного русскими учеными и литераторами» (1861 — 63) уже было учтено новое название цветка — «Анютины глазки». В рус. живописи кон. 18—нач. 19 вв. изображение дамского туалета с отделкой в виде букета или гирлянды из анютиных глазок встречается довольно часто, поскольку в 1800-х гг. в моду вошли т. н. александровские букеты. С. П. Жихарев в «Записках современника с 1805 по 1809 г.» (т. 1, Л., 1989, с. 149) разъясняет, что это букеты, «которые собраны из цветов, составляющих по начальным буквам своих названий имя Alexander. Без этих букетов ни одна порядочная женщина не смеет показаться в обществе, ни в театр, ни на гулянье. Вот из каких цветов составляются букеты, которые разнятся только величиной и ценностью: большие носят на груди, а маленькие в волосах». Далее Жихарев перечисляет нем. названия цветов и буква «D» обозначается цветком Dreifaltigkeitsblume («веселые глазки»). В среде художников и обращавшихся к ним заказчиков портретов было распространено франц. название этого цветка pensée, в одном из значений — мысль, а сам он символизировал скрытность, созерцательность, склонность к размышлению. Это же толкование цветка подтверждает и «Кабинет Аспазии» (1815, кн. 5, с. 90).

Во 2-й пол. 19 в. «Анютины глазки» стали излюбленным декоративным мотивом, особенно в вышивке; его часто рекомендовали издания, посвященные дамскому рукоделию: «Дамский альбом рукодельных работ» (издавался в 1855—56, с 1857 под названием «Северный цветок»), «Модная мастерская» (издавался с 1903). Разнообразие оттенков цвета, переходивших один в другой, особенно точно передавалось в технике глади. Такой вышивкой в виде гирлянд из анютиных глазок украшались дамские платья, зонтики, чехлы для мебели и портьеры. Композиции из разноцветных анютиных глазок, вышитых по старым образцам (копировались с уцелевших предметов) на салфетках, скатертях, антимакассарах для диванов и кресел, сохранялись в убранстве интерьеров вплоть до кон. 1950-х гг.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.