АЛЬМАВИВА

Невдалеке от башни, завернутая в альмавиву
(альмавивы были тогда в великой моде), виднелась
фигура, в которой я тотчас признал Тархова.

И. С. Тургенев. Пунин и Бабурин. 1874.

Альмавива — мужской широкий плащ без рукавов, длина к-рого зависела от моды. Название связано с именем одного из персонажей комедии П. О. Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784). Альмавива вошел в моду после первой постановки пьесы на сцене в 1787. Годом позже появились гравюры, изображающие героев этой пьесы в сценических костюмах, к-рые способствовали распространению в быту не только альмавивы, но и деталей костюмов других персонажей пьесы. Так, в моду вошли коротенькая курточка без рукавов — «фигаро» и корсаж «сюзанна», ставшие прообразом женского жилета. Влияние театра на костюм было достаточно велико и в 19 в., но напрасно было бы искать среди модных новинок упоминания, связанные с рус. драматургией или рус. актерами,— положение людей театра в России отличалось от их роли в жизни западно-европ., особенно франц., общества. Вот почему можно было найти такое сообщение: «Плащи, получившие название от оперы: Граф Ори, делаются из темноватого сукна и с рукавами. Они стягиваются на талии вздежкою и застегиваются спереди пуговицами» («Московский телеграф», 1828, № 20, с. 516).

Альмавива. П.З.Захаров (Чеченец). Портрет Т.Н.Грановского. 1845. Третьяковская галерея. Москва.

Альмавива. П.З.Захаров (Чеченец). Портрет Т.Н.Грановского. 1845. Третьяковская галерея. Москва.

Почти все новинки парижской сцены шли в Петербурге и Москве, и рос. зритель был осведомлен как о моде на спектакли, так и о моде на новый покрой плаща или дамского туалета. Мужчина 1-й пол. 19 в. надевал на себя 2—3 жилета, фрак или сюртук, а сверху накидывал плащ. На протяжении всего 19 в. альмавива не выходил из моды. Любопытно, что когда альмавива только появился, предприимчивый петербургский портной Руч для рекламы своих изделий нанял двух молодых людей в качестве живых моделей, «для одного он сшил даром величественную синюю «альмавиву» с малиновым бархатным подбоем» (Пыляев М. И., Замечательные чудаки и оригиналы, СПб., 1898, с. 397). Альмавиву называли еще и испанским плащом, т. к. его драпировали на плечах, подобно сценическим героям Ф. Лопе де Вега. Описывая события 1828—30-х гг., А. Я. Панаева замечает: «Тогда была мода носить испанские плащи, и Пушкин ходил в таком плаще, закинув одну полу на плечо» (Воспоминания, М., 1972, с. 36). Есть и другие свидетельства, что Пушкин следовал установлениям моды и носил альмавиву: «Пушкина я видел в мундире только однажды. Он ехал в придворной линейке, в придворной свите. Известная его несколько потертая альмавива драпировалась по камер-юнкерскому мундиру с галунами» (Соллогуб В. А., Воспоминания, Л.— М., 1931, с. 594). Альмавива сохранялся довольно долго, только менялась его длина (в 1830-е гг. альмавива был очень длинным, почти до пят, в 1840-е гг. едва достигал колен). Во 2-й пол. 19 в. альмавива — одна из многих мужских накидок без рукавов (см. Крылатка, Пелерина); после 1880 упоминаний о нем практически не встречается.

Поделитесь этой записью

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.