АЛЕКСАНДРИЙКА

А одет — точно как будто про него сложена песня:
«По мосту, мосту калиновому» — и кафтан синего
сукна, и кушак алый, и красная александрийская
рубашка… Да вот вопрос: откуда же взялась у
него, конечно, не молодцеватая выправка, с которой
он, знать, родился, — а та щеголеватая одежда, что
далеко не по карману и обычаю крестьянскому?

И.Т.Кокорев. Ярославцы в Москве. 1853(7).

Александрийка (александрейка, ксандрейка, касандровка) — красная хлопчатобумажная ткань, иногда с полоской или клеткой в одну нитку синего, белого или желтого цвета. Название от греч. имени Александр, популярность к-рого уходит в глубокую древность. Так, Александрией (в честь Александра Македонского) была названа столица Птолемеев в Египте, славившаяся, в частности, текстильным производством. Изготовляемые здесь т. н. александровские платки были известны в России еще в 17 в. Заметим, что Александровская мануфактура близ Петербурга была основана только в 1798, поэтому нет оснований считать, что ткань Александрийка получила название по этому месту производства. Среди прочих хлопчатобумажных тканей александрийку отличал именно красный цвет, так что в нек-рых изданиях ее сравнивали с кумачом: «Александрейка — соб. кумач, красная бумажная ткань, идет на рубахи у русских крестьян» (Новый полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык, сост. Е.Ефремов, под ред. И. А. Бодуэн де Куртенэ, М., 1912). Так как александрийка — фабричная ткань, то она имела хождение в городской среде и, как всякий покупной товар, действительно была «далеко не по карману и обычаю крестьянскому», особенно в 1-й пол. 19 в. александрийка явилась своеобразным социальным знаком, по к-рому узнавали происхождение, круг интересов и сословные претензии человека. Александрийка была чрезвычайно распространена, что объясняет ее широкое использование в литературных произведениях 19 в., где она служит средством выражения авторского отношения к описываемым персонажам. Напр., у И.С.Тургенева: «Этот Дон Жуан в александрийской рубахе уже не знал несчастных привязанностей» («Стук…Стук…Стук», 1871). Дон Жуаном назван уличный разносчик, вряд ли подозревавший о существовании литературного героя, чьим именем он назван. У Н. В. Гоголя: «Парень, лет 17, в красивой рубашке розовой ксандрейки, принес и поставил перед ними графины» («Мертвые души», т. 2). Упомянув александрийку, Гоголь исходил из того, что всем был хорошо известен ее цвет — красный. Если современному читателю сочетание розовой и красивой ксандрейки не кажется необычным (потому что александрийка давно забыта), то современники писателя понимали, что выцветшая (а потому розовая) ткань обозначала бедность. В описании этой, а также других деталей костюма обитателей платоновской деревеньки, таких, как «кички все в золоте» или «а рукава на рубахах — точные коймы турецкой шали.», авторская ирония очевидна. (Более подробно о роли художественной детали, в т. ч. костюма, в творчестве Гоголя см. в кн.: Кирсанова Р. М., Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: Костюм — вещь и образ в русской литературе 19 в., М., 1989, с. 6—7.)

Народный костюм © 2017 Все права защищены

Дизайн: wpshower, перевод: geckon.in

Материалы на сайте размещены исключительно для ознакомления.

Все права на них принадлежат соответственно их владельцам.